Лимарев В.Н.
Религия
Каодай
Каодаизм (Дай Дао Там Ки Фо До) - это попытка создать идеальную религию путем
сочетания светских и религиозных философий Востока и Запада. Результатом
явилась красочная и эклектичная смесь, включающая части большинства религиозных
философий, известных во Вьетнаме в начале ХХ столетия: буддизма, конфуцианства,
даосизма, естественного вьетнамского спиритизма, христианства и ислама.
Термин
"Каодай", который дословно означает "высокая башня, дворец",
используется для обозначения Бога. Религия называется "Каодаизм",
а ее последователи - "каодаистами".
Иерархия секты, чье духовенство является непрофессиональным, частично основана
на структуре Римско-католической церкви.
Каодаизм был основан мистиком Нго
Минь Чьеу, известным
также как Нго Ван Чьеу (род. в 1878 г.). Он был
государственным служащим, управлявшим одним из районов на острове Фукуок. Нго Минь
Чьеу был хорошо знаком с религиозными работами
Востока и Запада и активно занимался сеансами спиритизма, во время которых, как
говорят, его присутствие значительно улучшало связь с духами. Предание говорит,
что примерно с 1919 г. он стал получать сообщения свыше от Каодай
(т.е. Бога), в которых были сформулированы принципы учения.
История.
Каодаизм был
официально объявлен религией в 1926 г. В течение года у него появилось 26.000
последователей. Многие из первых последователей секты являлись вьетнамскими
служащими французской колониальной администрации. К середине 1950-ых годов
каждый восьмой южновьетнамец был каодаистом,
а секта стала известна во всем мире благодаря своему своеобразию образов.
Однако в 1954 г. английский писатель Грэм Грин,
который когда-то пытался обратиться к каодаизму,
написал в лондонской "The
Times": "То, что во время моих первых двух
посещений казалось веселым и причудливым, теперь похоже на игру, которая
слишком затянулась".
В середине 50-х годов Каодай фактически установила
независимое государство в провинции Тэйнинь и
сохраняла огромное влияние в делах этой провинции в течение последующих двух
десятилетий. Она также играла существенную политическую и военную роль на юге
Вьетнама с 1926 по 1956 год, когда большая часть 25-тысячной армии Каодая, получавшей поддержку Японии, а позднее и Франции,
входила в состав южновьетнамской армии. Во время войны Франции с Вьетнамом
военные мастерские Каодая специализировались на
производстве минометных стволов из автомобильных выхлопных труб.
Из-за того, что Каодай отказалась поддерживать Северный
Вьетнам во время войны с США, и, несмотря на тот факт, что она лишь формально
была разрешена сайгонским правительством - секта ожидала для себя самого
худшего после воссоединения страны. Действительно, все земли Каодай были конфискованы новым коммунистическим
правительством, а четыре члена секты были казнены в 1979 г., однако в 1985 г.
Папский престол и около 400 храмов были возвращены Каодай.
Каодаизм имеет самые сильные позиции в провинции Тэйнинь и в Дельте Меконга, однако каодаистские
храмы можно увидеть повсюду в южном и центральном Вьетнаме. Сегодня, по
оценкам, имеется три миллиона последователей каодаизма.
Вьетнамцы, бежавшие за границу после прихода коммунистов к власти, принесли
религию Каодай в страны Запада, хотя число ее
последователей там небольшое.
Философия.
Многое из учения Каодай взято из буддизма Махаяны,
смешанного с элементами даосизма и конфуцианства (так называемая вьетнамская
"Тройная религия"). Этика Каодай основана
на буддийском идеале "доброго человека", однако она также включает
традиционные вьетнамские запреты и наказания.
Конечная цель последователя каодаизма состоит в том,
чтобы избежать цикла перевоплощения. Это может быть достигнуто соблюдением
человеком некоторых обязанностей, включая, прежде всего, запрещение убийства,
лжи, роскоши, чувственности и воровства.
Главные принципы каодаизма включают веру в единого
Бога, существование души и использования медиумов для связи с миром духов.
Практика Каодай включает священническое безбрачие,
вегетарианство и общение с духами через спиритизм, почитание мертвых, культ
предков, активную деятельность по обращению в веру и сеансы мысленного
самоусовершенствования.
Согласно пригнципам китайского дуализма Инь и Янь, имеются два основных
божества - Богиня-мать, олицетворяющая женское начало, и Бог - начало мужское.
В Каодай существует спор относительно того, которое
из божеств явилось первичным источником созидания.
Согласно каодаизму, история разделена на три главных
периода божественного откровения. В течение первого периода Божественная Истина
была явлена человечеству через Лаоцзы и других
пророков. Откровение второго периода донесли до людей Будда (Сакьямуни), Мухаммед, Конфуций, Моисей и Иисус. Каодай считает, что их сообщения были извращены из-за
человеческой порочности мессий и их учеников. Учение Каодай
считает также, что эти откровения были ограничены и предназначены для
использования людьми только в течение определенного периода жизни мессий.
Каодаизм считает себя "Третьим союзом между
Богом и Человеком" - третьим и заключительным откровением. Верующие
считают, что каодаизм избежал неудач первых двух
периодов, потому что он основан на Божественной Истине, передаваемой через духов, которые являются
посланцами спасения и учителями веры. Духами, с которыми общается Каодай, являются умершие руководители Каодая,
патриоты, герои, философы, поэты, политические лидеры и воины, также как и
обычные люди. Последователи этой религии считают, что среди тех, с кем они
входят в контакт, - Жанна Д'Арк, Рене Декарт, Уильям
Шекспир, Виктор Гюго, Луи Пастер и Владимир Ленин.
Виктор Гюго посмертно был назван главным
духом иностранных миссионеров.
Связь с духами, как утверждают последователи этой религии, происходит на
вьетнамском, китайском, французском и английском языках. Методы получения
сообщений от духов показывают влияние как восточно-азиатского, так и западного
спиритизма на спиритические обряды Каодай. Иногда
медиум держит ручку или китайскую кисть для письма. В 1920-ых годах
использовался деревянный жезл, длиной 66 см, известный как "корзина в
клюве". Медиумы держали его за один конец, в то время как мелок,
закрепленный на другом конце, писал сообщения духа. Каодай
также использует то, что известно как пневматография
(духография), когда чистый лист бумаги запечатывается
в конверте и вешается над алтарем - когда конверт снимают и открывают, то на
бумаге имеется сообщение.
Большая часть священной литературы каодаизма
представляет собой сообщения, полученные руководителями Каодай
во время спиритических сеансов, совершенных в период между 1925 и 1929 гг.
Начиная с 1927 г. только официальные сеансы спиритизма, проводящиеся в Тэйнине, считаются руководством Каодай
"истинными и божественно предопределяемыми". Вместе с тем, существуют
так называемые "диссидентские группы", которые продолжают проводить
сеансы общения, "противоречащие принятому учению".
Каодай считает, что вегетарианство является полезным
для человечества, так как оно не наносит вред другим существам в процессе их
духовного развития. Считается также, что вегетарианство - одна из форм
самоочищения. Имеются несколько различных вегетарианских постов, которым
следуют последователи Каодай. Наименее
строгий предусматривает вегетарианское питание шесть дней в месяц.
Священники должны быть вегетарианцами всегда.
Духовенство (кроме самого высокого ранга) открыто для свободного общения, как
для мужчин, так и для женщин, хотя, когда служители - мужчины и женщины, одного
ранга служат в одном и том же месте, то мужское духовенство является главным.
Священнослужители-женщины носят белые одежды и к ним обращаются с приставкой "хыонг", что означает "благоухающая". К
мужскому духовенству обращаются с приставкой "тхань",
что означает "пречистый". Храмы Каодай
построены так, что мужчины и женщины входят в них с противоположных сторон -
женщины слева, а мужчины справа.
Во всех храмах Каодай проходят четыре ежедневных
церемонии, которые проводятся в 6 утра, полдень, 6 вечера и полночь. Эти
ритуалы, во время которых служители носят церемониальное платье и шляпы,
включают предложение благовоний, чая, алкоголя, фруктов и цветов. Все алтари Каодай имеют вверху "божественный глаз", который
стал официальным символом религии после того, как Нго
Минь Чьеу увидел его в
видении, находясь на острове Фукуок.
"Папский престол Каодай"
"Папский престол Каодай", учрежденный в
1926 г., находится в 4 км к востоку от Тэйнинь в
деревне Лонгхоа.
Этот комплекс состоит из Большого храма Каодай (Тхань Тхат Као Дай), административных зданий, места жительства служителей
и послушников, а также больницы традиционной вьетнамской травяной медицины,
куда приходят люди со всего юга Вьетнама.
Молитвы проводятся четыре раза в день в Большом храме, хотя они могут и
прекращаться во время Тэта (вьетнамского Нового года
по лунному календарю). "Папский престол" рекомендуется посещать во
время богослужений, при этом предлагается не потревожить молящихся. В будни
лишь несколько сотен священников участвует в службе, тогда как во время
праздников на них может присутствовать несколько тысяч представителей
духовенства, облаченных в особые белые одежды.
Над передним портиком Большого храма находится "божественный глаз".
Женщины-верующие входят в него через дверь в основании башни слева. Войдя
внутрь, они идут вдоль внешней стороны колонного зала по часовой стрелке.
Мужчины входят справа и идут по залу против часовой стрелки. Обувь и шляпы
должны быть сняты перед входом в здание. Место в центре святилища колоннами
предназначено для священников Каодай.
На фреске в переднем зале у входа изображены представители "трех
сторон", подписавших "Третий Союз Между
Богом и Человеком". Так китаец Сунь Ятсен (1866-1925)
держит сосуд для туши, а вьетнамский поэт Нгуен Бинь Кхием (1492-1587) и Виктор
Гюго (1802-85 гг.) пишут на китайском и французском языках слова "Бог и
Человечество" и "Любовь и Справедливость". Рядом
находятся слегка отличающиеся версии надписей на английском, французском и
немецком языках, объясняющие основные принципы каодаизма.
Большой храм состоит из девяти уровней, которые символизируют девять шагов к
небесам. Каждый уровень отмечен парой колон. В дальнем конце святилища находятся
восемь гипсовых колон, украшенных переплетенными разноцветными драконами,
поддерживающих купол, символизирующий, как и остальная часть потолка, небеса.
Под куполом находится украшенный звездами гигантский синий
земной шар с "божественным глазом" на нем.
Самый большой из семи стульев, находящихся перед земным шаром, предназначен для
Папы Каодай - место, которое остается вакантным с
1933 г. Следующие три стула - для трех лиц, отвечающих за религиозные книги.
Оставшиеся стулья - для лидеров трех ветвей каодаизма,
которые обозначены желтым, синим и красным цветом.
главная