Лимарев В.Н.
Духовная практика суфиев.
Ежедневные ритуальные молитвы.
Суфийская практика начинается с пяти ежедневных ритуальных молитв, которые должен творить каждый мусульманин. Молитвы могут быть расширены за счет повторения дополнительных мест в Коране или широко известных молитв, одобренных Пророком Мухаммедом и духовным наставником.
Но это не все! Так как суфий должен постоянно находиться в единение с Богом, то он еще читает пять дополнительных ежедневных молив, среди которых особое значение придается, творимой поле полуночи молитвы. Поздняя молитва совершается в промежутке между двух снов. Поначалу спят, затем встают (после полуночи) и творят двенадцать кругов молитвы с шестью пожеланиями мира. Повторяют то, что им ведомо из Корана. Затем опять ложатся спать, чтобы поле пробуждения начать день с молитвы. Это чтение молитв превращается в круглосуточную с небольшими перерывами духовную работу. У особо ретивых к духовной работе молитвы занимают почти все время. Молитвы сочетаются с долгим созерцанием и пением.
Суфийские наставники составили необозримое число собраний молитв по-арабски, сопровождаемых поучениями касательно того, какие из них можно использовать для укрепления любви Божей, для избавления от грехов, для изгнания дурных помыслов, для облегчения родов у женщин, для исцеления хворобы, для продления жизни и решения денежных затруднений.
Молитвы – заклинания представляют собой убежища и защиты от мирских зол.
К ним относят две последние суры Корана. Существуют заклинания изгоняющие лихорадку и насылающие её на неверного.
Зикр.
Повторение божественных имен – зикр, является своего рода медитация. Это особенность суфийской практики. Исходным материалом для этой практики является Коран. В тексте все связано с Богом, как автором Корана, многократно имена употребляются для описания Бога. Согласно суфиской традиции, насчитывается девяносто девять имен Бога:
…
12) Творец
13) Создатель
…
29) Судия
30) Правосудный
31) Милующий
…
47) Мудрый
48) Любящий
49) Славный
…
52) Истина
53) Защитник
…
59) Созидатель
…
79) Благой
…
91) Всевидящий
…
98) Ведущий правильным путем.
99) Долготерпеливый.
Зикру суфии придают огромное значение, как способу сосредоточить свои сердца исключительно на Боге, позволяющему сердцу быть полностью поглощенным богом, и ничем иным.
Египетский суфий Ибн Аталлах Искандари (ум 1309) посвятил зикру сочинения “Ключ к спасению и светоч духа”. Он понимает зикр как многоуровневый процесс, в который вовлечены все человеческие способности, от языка, представляющего самый верхний уровень, затем сердца, души, духа, разума, и до самого сокровенного совести, именуемой тайной. Зикр следует совершать, только будучи совершенно искренним, без всяких отвлечений мысли. Ибн Аталлах описывает, как следует производить ритуал: нужно усесться на место благовоненное, с целью привлечения ангелов и джиннов, скрестив ноги, лицом к Мекке, ладони положив на бедра и закрыв глаза. Независимо от присутствия наставника следует представить его образ как спутника и проводника. Возносить молитвенную формулу от самого чрева, используя слова “нет божества” для изгнания из сердца всего, за исключением Бога, а слова “кроме Бога” - для обретения сердца, когда ничего иного уже нет.
С образованием суфийских братств зикру стали предавать одно из наибольших значений в практике суфизма, началась практика прилюдного отправления зикра группой суфиев. Группы суфиев, очень громко, привлекая к себе внимания окружающих, стали повторять имена Бога. Как раз из-за этой практики суфистов стали называть воющими дервишами. Но практика коллективного зикра практикуется не всеми суфиями, многие религиозные авторитеты настаивают на исключительно молчаливом зикре.
Духовные стоянки.
Все мусульмане обязаны поститься днем в течение целого месяца рамадана. Но многие суфии выходят за пределы такого ритуального предписания, едят через день, постясь ещё ночью, вводят дополнительные ночные посты в течение рамадана, практикуют длительные посты на протяжении года и сводят пищу до минимума.
Суфии утверждают, что сытый желудок вызывает ощущение самоудовлетворенности и безразличия, когда чувство голода служит напоминанием о нашей зависимости от Бога. Голодный человек становится смиренным, смиренный же, поклоняется.
Поклонники аскезы указывают на практикование самим Мухаммедом поста, на его самоотрешенный образ жизни и упражнения в воздержании известных сподвижника Мухаммеда Али.
Но не только умеренность в пище проповедуют аскеты суфии, они так же убеждают в необходимости убавления сна, половое воздержание и другие средства укрощения плоти. Аскетим – это путь к Богу, утверждают суфии сторонники аскетического образа жизни.
Аскетизм наиважнейшая стоянка на пути к Богу.
Персидский наставник Шакик аль-Балхи в его трактате “Благопристойности поклонения” выделяет четыре стоянки (манзила) на пути к Богу: аскетизм, страх, томление, любовь.
Шарик утверждает, говоря о первой стояке на пути к Богу. Началом вступления в аскезу служит упреждение духи в отказе от желания пищи и воды, за исключением самого необходимого для жизни, и отвращение от насыщения днем либо ночью, даже тем самым голод стал бы её отличием, а пища излишней”. Он советует, чтобы утроба набивалась пищей на треть, и чтобы оставалось место полнилось молитвой и твердением Корана. Если человек продержится так один день, значит, бог сделал побуждение искренним.
Вторая ступень страх начинается с поминовения смерти, напуская на душу ужас, который приходит от размышления над предостережением о суде Божьем. Усердствование в этом более одного дня привносит ещё больший ужас: “ Свет вырастет в его сердце, и благоговерный трепет отразится на его лице.… он непрестанно плачет, больше поглощенный молитвой, спит мало, страшится много”.
Третья стоянка, согласно трактата Шакик, – томление по раю, когда человек постоянно думает о благодеяниях, кои бог заготовит для обитателей рая. Сорокадневное усердствование в подобном созерцании ввергнет сердце в беспредельное томление. Человек становится совершенно безразличным ко всему мирскому: “Он правдив в речи и благороден в деяниях. Все и всегда будут видеть его улыбчивым, радующимся, лишенным всякой зависти и желания.
Четвертая, и последняя, стоянка – это любовь Бога, которую дано обрести не всякому; она является высшей и самой достойной из всех стоянок. Она обретается теми, чьи сердца укреплены искренней верой и очищены от греха поведением. Полное светом Божественной любви, сердце забывает предыдущие степени страха и томления по раю.
Но описанные выше четыре стоянки – это классический процесс на пути к Богу. Различные святые, стараясь усовершенствовать существующую практику, создавали свои правила поведения верующего стремящегося познать божественную благодать.
Религиозный авторитет Кушайри в руководстве по суфизму перечисляет пятьдесят стоянок. Наставник Ансари приводит списки из целой сотни стоянок.
Более изощренные описания обычно начинаются с покаяния, преодоления ступеней аскезы и страха на пути ступеням довольства и успокоения в Боге и далее познанию Истины…
В перечень стоянок включаются такие как:… надежда, наблюдение, почтение, знание, мудрость, …жажда, экстаз, ревность,… крепость силы,… изумление, обретение, совокупие и, наконец, единение.
Медитация.
Как вы обратили внимание на то, что новые и новые святые в суфизме стремились внести свое в новое в суфисткую практику. Практика стоянок и зикр становилась все более и более мистическим ритуалом.
Разрабатывался ритуал, как сосредоточится при зикре, каким образом должны происходить процесс во время стоянок. Разрабатывался упражнения, которые помогают сосредоточиться и очиститься перед совершением религиозных мистических действий.
Когда пытались сравнить суфийские приемы медитации с индийской йогой. То при всей похожести суфии создали свою школу, хотя первоисточником все же с большой степенью вероятности нужно признать индийскую йогу.
Если не брать во внимание отличия в выполнение различных упражнений в йоги и при суфийской медитации, то, заглядывая в корень явления, нужно сказать, что
основное отличие суфиской практики медитации от йоги в том, что вопросы космологии и метафизики для индийских философов решались при сопоставлении, и анализе фактов, то для суфиев объектом внутреннего постижения.
Суфийская поэзия, музыка, танец.
Когда европейские востоковеды в конце 17 века открыли суфизм, именно поэзия поразила их и убедила, что они обнаружили нечто удивительное.
Суфиская поэзия пленила европейцев, и переводы суфийских поэтов стали пользоваться на Западе исключительной популярностью.
Великие поэты суфисты:
Хафиз Ширази:
В царство розы и вина - приди!”
В эту рощу, в царство сна – приди!
Джалаладдин Руми:
Ушла пора моих счастливых лет,
И благодарно я смотрю им вслед.
обрели своих почитателей в современной Европе.
Омар Хайям не был суфием, но его четверостишья содержат образы, присущие суфийской поэзии.
Суфийская поэзия сочинялась на многих языках. Поначалу, в 9 веке на арабском, затем в 11 настал черед персидского языка, далее на тюркском, хинди и других языках многоязычного Востока.
Суфийская поэзия – это, прежде всего, любовная лирика и не только признание в любви к Богу и наставнику и любовь к обыкновенной земной женщине, не только томления о рае, но и томление по земным утехам с любимой женщиной.
Вот пример любовного томления по единению с Богом поэта суфия Халладжа:
Мы два духа, живущие в одном теле.
Кто видит меня – видит и Его.
Видит Его – видит меня
.Вот пример томления поэта Ибн аль-Фарид по любимой женщине
:Мы пили в память возлюбленной вино.
Коим были пьяны еще до сотворенья винограда.
Но все же истинно суфийская поэзия о мистической любви, так как любовь наставнику и богу должна быть выше, чем любовь к земной женщине.
Вот отрывок из стихотворения персидского поэта суфии Айн аль-Кудат.
Той ночью мой кумир положил свою длань мне на грудь.
Крепко обхватил меня и вставил мне в ухо кольцо раба.
Я молвил: “Возлюбленный, я стенаю от твоей любви!”
Он прижал свои губы к моим и успокоил меня.
Суфийская музыка известна во всех мусульманских сообществах, где декларируют суфийскую поэзию. Она исполняется в суфийских усыпальницах в годовщину смерти знаменитых святых, и при других религиозных традициях. Музыканты для исполнения своих произведений используют в настоящее время современные инструменты.
Что касается традиционных танцев, то, что он, по сути, является занятием одного суфисткого братства – Маулави. Для западных наблюдателей суфийским танец маулави стал одной из достопримечательностей Востока.
Музыкальный репертуар маулавистов начал создаваться в конце 18 века. Маулавист - османский султан Селим 3 (1761-1808) способствовал развитию мауловийской музыки и даже написал торжественную музыкальную пьесу, которую приняло братство.
Маулавийский танец экзотическое зрелище: несколько маулавийских дервишей в юбках напоминающих женские, прижимают к груди свои руки и с выражением экстаза на лице начинают вращаться вокруг своей оси, затем постепенно распрямляют руки, создавая определенную фигуру.
Ататюрк, после прихода к власти, запретил дервишские ордена, и вплоть до 1953 года в Турции уде нельзя было встретить танцующего дервиша. Возрождение искусства танца произошло из потребности развлекать туристов. В 1953 году в годовщину смерти Руми, у усыпальницы, которого находится в Турецком городе Колье, как эстрадное представление, танец был исполнен дервишами.
Театрально-религиозный ритуал Маулави состоит из декларации стиха во славу Пророка, музыкальных импровизаций и исполнение “вертящегося” танца. Дервиши появляются в белых продолговатых колпаках из войлока, и с черными накидками, которые сбрасывают во время танца, престают перед зрителями в белой одежде. Такая смена одежды истолковывается как смерть и воскресения. При вращении дервиш держит правую руку, обращенную к небу, а левую - к земле.
Основной источник: Карл В. Эрнст. “СУФИЗМ”. изд. Москва 2002 г.
главная