Лимарев В.Н.
Персия - родина суфизма.
Фрагмент из книги
Шантепя де ля Соссей. «История Религий».
Грубая шерстяная одежда (суфа) была атрибутом набожности и отречения от мира, по этому признаку люди назывались суфиями, а наука и искусство, которым они занимались - мазавваоф. Не отказываясь от мирского общения, они в точности соблюдали религиозные законы, но далеко не довольствовались этим, на особых сходках, совершая зикр, продолжая воззвания к Богу. Такие организации возникли в Персии, где ислам принял совершенно иную форму, чем в других регионах.
Учение суфиев получило у персов чрезвычайно большое распространение, может быть потому, что в печальные времена национального унижения умы вообще склонны уйти от света и искать утешение в покаянных упражнениях и религиозных мечтаниях. Цель была тоже иная, чем в других местах: нужно было привести себя в состояние экстаза. Вследствие которого человек становится невосприимчивым к мирским впечатлениям, и чувствует себя соединенным с божеством.
Отношение человека к божеству, определяется уже не страхом перед адскими наказаниями, представлялось скорей в виде союза любви, путь слияния с божеством.
Это направление, в сущности своей идущее против ислама, маскировалось употреблением общепринятых теологических выражений, хотя под ними и понимался иной, чем в ортодоксальном исламе смысл.
Почти все великие персидские писатели представляют из себя пантеистических мистиков.
Абу Саид ибн-аль Каир
Фарид дин Аттар
Джалал дин Руми
Они в своих произведениях рифмовали суфийскую любовь.
Суфисткие ордена были учреждены в 12-13 веках.
Шантепи де ля Соссей. «История Религий». Москва 1899 год (перевод немецкого издания 1897 года).
главная