Лимарев В.Н.
Синто-буддийский
японский синкретизм.
Часть1.
Проникновение буддизма в Японию.
Источник:
http://china-history.LimarevVN.ru/start22.htm
Начало 7 века.
Проникновение
китайской культуры и буддизма в Японию.
В 6 веке японцы активно вмешивались во внутренние распри в Корее и даже
имели там свои колонии. Из Кореи буддизм стал распространяться в Японии. В 587
г род Сога пришел к власти в Японии. Правительницей в 593 году формально
стала годовалая Суйко (592-629), регентом при
которой был принц Сётоку-тайси (572-622) большой поклонник китайской
государственности и культуры, который стал стремиться к централизации
государственной власти и распространению в Японии буддизма. Сётоку-тайси приписывают
авторство «закона из 17 статей» (604 год), в котором были изложены буддийские и
конфуцианские взгляды управления государством. В 607 году между империй Суй и
Японией были произведен обмен посольствами.
644-646 г н.э.
Род Накатоми-Камако
приходит к власти в Японии.
В 644 году в Японии представители рода Накатоми-Камако совершили государственный переворот, правящий род Сога был отстранен от власти и почти полностью уничтожен. Этот переворот ознаменовал начало создания централизованного государства и проведения ряда реформ, реформы проводились под большим влиянием Танской империи. В Японии создавалось централизованное государство с высшим правительственным советом во главе с канцлером. Страна была разделена на провинции, управляемые губернаторами… В 646 году началось строительство китайскими мастерами японской столицы. Императоры стали усиленно поддерживать буддизм (религия Бутсу, так называли японцы буддизм). Буддизм стал государственной религией Японии.
Начало 9 века.
Основание японской
буддийской школы Тэндай.
В Китае укоренился Дзен буддизм. В начале 9 века между буддистами различных
школ было достигнуто примирение, и буддизм встал все больше иметь вес в
общественной жизни. Для более глубоко изучения буддизма в Китай прибывали
буддисты их Кореи и Японии. В начале века (804-805 год) посещал Китай японский
монах Сайтё (762-822), известный так же под именем Дантё-Дайси, который стал основателям
буддийской школы Тэндай в Японии.
Он изучил основы Северной буддийской школы, а так де признавал и почитал
Шестого патриарха (Хуй-нэна) и привез в Японию биографию этого патриарха («Сокэй
дайси бэцудэн») и так же посетил священную гору Годзу, установив контакты с
монахами Южной школы буддизма.
Часть
2 . Синтоизм и буддизм.
Источник:
С.А. Токарев: «Религии народов мира».
Старая традиционная религия японцев, которая раньше не имела определенного названия в противовес буддизму, стали называть после проникновения буддизма в Японию ками-но-мити, дословно «путь ками» или по-китайски син-то, европейцы её стали называть синтоизм.
Синтоизм был подвергнут сильному влиянию буддизма. Синтоистские жрецы постепенно организовались в замкнутую наследственную касту. В подражание буддийским храмам начали строить и синтоистские храмы, хотя более простые; синтоисты стали делать изображения богов. Буддисты ввели обряд трупосожжения (в древности японцы покойников закапывали в землю). Обе религии начали постепенно сближаться. Внутри буддийских храмов отводили уголки для синтоистских богов – ками. Иногда ками даже отождествляли с буддийскими божествами. С другой стороны, и синтоистский пантеон пополнился буддийскими божествами. Чистых буддистов, как и чистых синтоистов, в Японии оставалось мало.
С конца 12 века военно-феодальная аристократия захватила власть в стране, оставив императору только религиозные функции. Страна несколько веков находилась в состоянии феодальной анархии. В это время началось проникновение в Японию католических миссионеров, некоторые феодалы, стали искать поддержку у пришельцев и стали обращать своих подданных в христианство. В целом попытки христианизации Японии вызвали отторжения у населения, произошло объединение Японии, и миссионеров стали изгонять. В 1614 году христианская религия в Японии была запрещена.
Для закрепления своей власти новые правители Японии (клан Токугава) стали препятствовать общению японцев с иностранцами. Они стремились опираться на старые японские традиции, в стране возникло движение за возврат к старой синтоистской религии.
Официальное признание синтоизма, как государственной религии, стало только в 1868 году, после очередной смены правящего режима в Японии. Синтоизм стал проповедовать божественность императорской власти. Император объявлялся потомком богини Аматерасу, и поэтому каждый японец должен повиноваться его священной воле. Дворец императора святилище Гробницы умерших императоров также святилища. Главные праздники – памятные даты связанные с императорской семьей. Синтоизм стал опорой императорской власти.
Была произведена попытка запретить буддизм и объявить синтоизм единственной религией Японии, но из этого ничего не получилось: буддизм сильно укрепился среди народных масс. Тогда было решено разделить религии: из синтоистских храмов удалили буддийские изображения и принадлежности. Но и размежевание религий не удалось: слишком крепко они срослись. В 1889 году в Японии была объявлена свобода вероисповедования.
С этого времен чистый синтоизм получил значение придворного императорского культа: в официальные праздники стали справлять синтоистские обряды. В быту обе религии переплелись: рождение детей сопровождалось синтоистскими обрядами, погребальный культ по буддийским обрядам.
Синтоистские храмы отличаются от буддистских большей простотой. В главном святилище храма хранятся фетиши – эмблемы божества: зеркало, меч…, а так же гохеи – белые бумажные ленты на бамбуковых палочках.
Синтоистские жрецы передают свою должность по наследству, от отца к сыну, но они одновременно занимают какую-нибудь светскую должность. Высшие религиозные должности у лиц княжеского происхождения.
Синтоистский культ очень прост: он сводится к произношению молитвенных формул и принесению жертв (рис, овощи, рыба и т.д.). Есть обряды, в которых жрецы доводят верующих до состояния исступления, чтобы они могли общаться с божествами. Важную роль в синтоистском культе играет обрядная чистота: ничто нечистое не должно касаться священного места; соприкоснувшийся с нечистотой человек должен подвергаться очистительному обряду. Дважды в год 30 и 341 декабря устраиваются всенародные очистительные церемонии. Нечистым же в синтоизме является кровь и все связанное со смертью.
Главной моральной заповедью синтоизма есть безоговорочное повиновение императору. Самым большим грехом порча ирригационных сооружений, плотин, а также чрезмерная жестокость по отношению к животным и загрязнение экскрементами священных мест.
Несмотря на отсутствие единства в почитании божеств, устройств синтоистских храмов тем не инее единообразно. Основу каждого храма составляет хондэн (святилищу) в котором хранится синтай (святыня, божество).
К хондэну примыкает хайдэн, т.е. зал для молящихся. Изображений богов в храмах нет, однако некоторые храмы украшены изображением львом, кабанов, ланей, лис и других животных. Эти животные рассматриваются в качестве посланников соответствующих божеств.
главная