Лимарев В.Н.
Православие.
Христианское религиозное направление – православие,
окончательно обособилось и организационно сформировалось в 11 веке в результате
разделения церквей.
Его предпосылкой было разделение единого Древнего
Рима на Западную империю и Восточную империю
(Византию) в 395 г н.э. и появлению в
каждой из них самостоятельных религиозных центров, претендовавших на
доминирующие положение в христианском мире.
В 589 году на Толедском церковном соборе было
принято добавление к христианскому символу веры, так называемая «филиокве»
Добавление заключалось в утверждении, что святой дух исходит от бога-отца и от
бога –сына. В Византии отказались от этого добавления, продолжая утверждать,
что святой дух исходит только от бога-отца.
Конфликт между патриархами Рима и Константинополя
внешне выгладил как религиозный спор, но имел под собой экономические и
политические основания: притязание на те или иные территории, стремление к расширению сферы своего влияния. Каждая из
этих церквей стала по разному толковать
важнейшие положения христианского
вероучения, вносить свои коррективы в обрядность, на свой лад переустраивать
уклад церковной жизни. Назревал разрыв. Поводом
к которому послужили территориальные притязания римского папы Льва 9 , которые
отверг константинопольский патриарх Михаил Кирулларий.
В 1054 году в Константинополь отправились
посланники Льва 9, чтобы решить разногласия, которые возникли между католиками
и православными. После длительных переговоров с Патриархом Константинопольским,
посланники Папы (легаты) оставили на алтаре в Святой Софии грамоту с проклятием
в адрес Патриарха и его советников. В ответ Патриарх проклял римских легатов.
Эти события считаются рубежом, после которого церкви окончательно разделились; западная
получила название римско-католической, а
восточная -греческо-кафолической,
или православной.
Основанной принцип православия изложен в 12 пунктах символа веры, принятого на двух вселенских
соборах в Никее (325 год) и Константинополе (381 год). Символы
веры должны приниматься слепо, без
доказательств.
В первых восьми говорится о троичности бога,
«вочеловечении» Иисуса Христа и искуплении грехов: четыре последних посвящены
церкви, крещению и «вечной жизни».
Важнейшими являются догматы: триединства бога,
боговоплощения, искупления, воскресения и вознесения Иисуса Христа.
Формально считаются, что догматы не подлежат
изменению и уничтожению не только по содержанию, но и по форме.
Символы веры читаются как молитвы на богослужениях и
в домашних условиях, а также исполняются хором присутствующими в храме.
В православии сложился громоздкий культ богослужения,
он более продолжительный, чем в других религиозных конфессиях и включает в себя множество ритуалов. Важная
роль отводится праздникам, среди которых первое место занимает пасха.
Духовенство делится на белое (женатые приходские
священники) и черное (монашествующие,
дающие обет безбрачия), Епископом может стать только; высшим епископским чином
является патриарх. Имеются мужские и женские монастыри.
Основной
источник:
Словарь атеиста, православие, под редакцией Н.С. Гордиенко, 1988 г.
главная