Православие.

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Православие.

Христианское религиозное направление – православие, окончательно обособилось и организационно сформировалось в 11 веке в результате разделения церквей.

Его предпосылкой было разделение единого Древнего Рима  на Западную империю и Восточную империю (Византию) в 395 г н.э.  и появлению в каждой из них самостоятельных религиозных центров, претендовавших на доминирующие положение в христианском мире.

В 589 году на Толедском церковном соборе было принято добавление к христианскому символу веры, так называемая «филиокве» Добавление заключалось в утверждении, что святой дух исходит от бога-отца и от бога –сына. В Византии отказались от этого добавления, продолжая утверждать, что святой дух исходит только от бога-отца.

Конфликт между патриархами Рима и Константинополя внешне выгладил как религиозный спор, но имел под собой экономические и политические основания: притязание на те или иные территории, стремление  к расширению сферы своего влияния. Каждая из этих церквей  стала по разному толковать важнейшие положения  христианского вероучения, вносить свои коррективы в обрядность, на свой лад переустраивать уклад церковной жизни.  Назревал разрыв. Поводом к которому послужили территориальные притязания римского папы Льва 9 , которые отверг константинопольский патриарх Михаил Кирулларий.

В  1054 году в Константинополь отправились посланники Льва 9, чтобы решить разногласия, которые возникли между католиками и православными. После длительных переговоров с Патриархом Константинопольским, посланники Папы (легаты) оставили на алтаре в Святой Софии грамоту с проклятием в адрес Патриарха и его советников. В ответ Патриарх проклял римских легатов. Эти события считаются рубежом, после которого церкви окончательно разделились; западная получила название  римско-католической, а восточная  реческо-кафолической, или православной.

  • Схема распространения вероисповедования на момент разделение церквей (1054 г.)
  • Основанной принцип православия  изложен в 12 пунктах  символа веры, принятого на двух вселенских соборах  в Никее  (325 год) и Константинополе (381 год). Символы веры должны приниматься  слепо, без доказательств.

    В первых восьми говорится о троичности бога, «вочеловечении» Иисуса Христа и искуплении грехов: четыре последних посвящены церкви, крещению и «вечной жизни».

    Важнейшими являются догматы: триединства бога, боговоплощения, искупления, воскресения и вознесения Иисуса Христа.

    Христос со священным писанием.  Византийская мозаика 6 века. Музей Боди. Берлин.  ( Фото Лимарева В.Н.)

    Формально считаются, что догматы не подлежат изменению и уничтожению не только по содержанию, но и по форме.

    Символы веры читаются как молитвы на богослужениях и в домашних условиях, а также исполняются хором присутствующими в храме.

    В православии сложился громоздкий культ богослужения, он более продолжительный, чем в других религиозных конфессиях  и включает в себя множество ритуалов. Важная роль отводится праздникам, среди которых первое место занимает пасха.

    Духовенство делится на белое (женатые приходские священники)  и черное (монашествующие, дающие обет безбрачия), Епископом может стать только; высшим епископским чином является патриарх. Имеются мужские и женские монастыри.

    Основной источник:

    Словарь атеиста, православие, под редакцией  Н.С. Гордиенко, 1988 г.


  • главная