Основное религиозное противоречие» и ислам. Мутазилизм.

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

 

 Основное религиозное противоречие» и ислам. Мутазилизм.

 

  • Религии мира.
  • Основной религиозный парадокс заключается в том, что действия всех людей управляются или направляются Высшими Силами (Богом), а ответственность за свои поступки возлагается на человека.

    Основное религиозное противоречие: насколько человек свободен распоряжаться собственной судьбой

    В христианских религиях все религиозные философы в той или иной мере касались этого основополагающего религиозного вопроса.

    О религиозной дискуссии по данному вопросу читайте в работе:

  • Основное религиозное противоречие: свобода воли человека.
  • Ю.В. Мизун, Ю.Г Мизун в своей книги «Ислам и Россия» рассказывают о том, что основная религиозная борьба различных сект в исламе развернулась как раз вокруг этого религиозного противоречия.

    Супруги Мизун пишут:

    Арабское слово «джабр» значит «божественная воля» и в ортодоксальном исламе считалось, что все в мире происходит по «божьей воле». Бог еще до сотворения мира  определил судьбу всего живого от рождения до смерти. Это означает, что предопределены каждый шаг человека, каждая его мысль, каждый его поступок. Сторонников стопроцентного  предопределения судьбы человека  называли джабаритами.

    Омейяды, которые пришли к власти в 661 году после расправы со сторонниками Али (Али - муж дочери Мухаммеда Фатимы) заявили, что их приход к власти обусловлен волей Аллаха.  Они поддержали джабаритов, которые подтверждали, что власть Омейяды получили по воле Всевышнего.

    Бог: Теперь ты поверил, что я существую. худ. Жан Эффель

     При правлении Омейядов были гонения на кадаритов, которые отстаивали позицию, что человек сам решает, как он должен поступать в различных ситуациях. При этом человек должен руководствоваться  представленной Богом свободой.

    Кроме кадритов против джабаитов выступали и мутазилиты, которые не только признавали за человеком  право выбора в жизни, т.е. свободу воли, и считали, что человек, анализируя факты, имеет право усомниться вистинности любых догм. Мутазилит Маздар утверждал: «Разум обязывает человека знать Бога со всеми его постановлениями и свойствами независимо от откровения».

    Мутазилиты считали, что нельзя при описании Бога использовать чисто человеческие свойства и черты. Мутазалиты были против того, чтобы Бога представляли в облике человека. Коран они толковали аллегорически. Мутазалиты не соглашались с тем, что Коран существовал вечно. Коран, как они утверждали, был сотворен.

    Омейяды считали мутазилитов еретиками  и преследовали их.

    После отстранения от власти Омейядов  халиф Мамун (813-833) объявил мутазилизм основной государственной религией.  Преследовать стали тех, кто не соглашался с идеями мутазилитов.

    Бог: Наконец, ты занялся настоящим делом! Показывай, что ты там нахимичил. худ. Жан Эффель

    Благодаря мутазилитам Мамун стал одним из самых просвещенных халифов. Он способствовал расцвету науки в Халифате. В Багдаде он создал «дом науки» и «дом мудрости». Там поощрялось изучение античной философии, в частности трудов Аристотеля. Учение о свободе воли способствовало воспитанию у граждан ответственность за свои поступки

    При халифе Мамун, человек, поступающий на государственную службу,  был обязан публично заявить, что Корана сотворен, а не является вечным словом Божьим 

    Несогласных с этим утверждением - преследовали.

    После смерти Мамуна в 833 году его последователи менее рьяно искореняли инакомыслие в Халифате. Последним халифом-мутализитом  был Васик (842-847). После смерти Васика, пришедший к власти халиф Мутаваккить (847-861) перешел на сторону ортодоксального суннизма и объявил мутазилитов еретиками.

    Начался период церковного мракобесья. Халиф Мутаваккиль запретил любые дискуссии на религиозные темы. Были запрещены книге философов -мутазилитов, мутазилитов подвергали изощренным пыткам.

    После смерти халифа Мутаваккиль учение мутазилитов преобразовалось в учение калам. Суть учения калам сформировал Ашари (873-935). Ашари признал Коран вечным словом Божьим, а непосредственная форма изложения  Корана  дело рук и ума человека.

    Тем самым признавал свободу воли человека, ограниченную Всевышним.

    Калам породил суфизм, который изначально был философским учением свободно мыслящих людей, но постепенно превратился в свою противоположность – превратив человека мыслящего в раба Божьего.

    Суфисты первоначально пытавшиеся постичь "мудрость Господню" занимаясь философией и науками, а затем все больше стали уходить в мир иллюзий: своими мистическими действиями они стремились слиться с Богом, приводя себя в особое эмоциональное состояние бесконечным повторение имен Аллаха и молитвами. Такое состояние аналогичное состоянию при любовном, алкогольном или наркотическом опьянении.

    Так печально закончилась развитие мусульманской философской мысли.

     В то время как Западная философская мысль смогла освободиться от церковного мракобесья и дать толчок развитию науки. Если бы не произошло  перерождение мутазилитизма в суфизм,  мусульмане достигли бы небывалых вершин в познании мира. И в настоящее время исламская цивилизация  были бы гегемоном в мире, так как имели бы более совершенную технику, чем у Западной цивилизации.

    Но так не случило,... по воле  Высшего Разума (Аллаха).

    Западная цивилизация достигла технического могущества, но утратила моральную  чистоту.   Она, в настоящее время, находятся в состоянии  моральной деградации.

    Мусульмане, благодаря особому пути развития, смогли сохранить общечеловеческие ценности – духовность.

    Бог: На тебя ...,  в будущем, я воглагаю большие надежды. худ. Жан Эффель

  • главная