Древние верования народов Северной Америки. Лимарев В.Н. Авторский сайт Лимарева В.Н.

Древние верования народов Северной Америки.

  • Мечети или храмы Теночтитлана и их служителей описывает Эрнан Кортес.

  • Сведений о религиозных верованиях и обрядах североамериканских индейцев  очень много.  Это сообщения ранних путешественников и  миссионеров.

    Говоря о родовых формах культов у американских индейцев, следует подчеркнуть, что он почти ни у одного племени не был культом предков, женских или мужских.

    Религиозные культы  - это особые религиозные обряды, прямо или косвенно связанные с родом и в той или иной мере со всем племенем. В роде был особый институт хранителей веры  - жрецы, которые как раз и являлись представителями рода. Каждый род выбирал определенное число хранителей веры, составляющих в совокупности группу общеплеменных  руководителей культа.

    С элементами родового культа  тесно связаны пережитки тотемизма, сохранившегося у многих североамериканских племен. Они выражались в наличии разных гербов, фамильных знаков тотемов на одежде, на жилищах. С тотемизмом связана вера в оборотничество. Многие индейцы верили, что шаманы, при желании превращаются в ягуаров, пуму или другое животное и что после смерти душа шамана превращается в тотемное животное.

    У североамериканских племен пережитки древнего тотемизма сказываются в мифах о культурных героях в образе животных. У племен востока и юго-востока Северной Америки это заяц. У племен области Скалистых гор и Центрального плато – кайот. У племен северо-западного побережья  -ворон. У некоторых народов функции культурных геров выполняют не животные, а антропоморфные существа, в частности у ирокезов – два брата близнеца. Один брат добрый светлый, создавший людей и всё хорошее, а другой злой, создавший вредное для людей, например хищных зверей, змей…

    Развит у индейцев и культ почитания  Солнца и других сил природы.  На первом месте в почитании стояло Солнце. У племен группы сиу главный годичный праздник, который отмечался торжественно и пышно, посвящался Солнцу. На праздник, который продолжался несколько дней, приглашались гости из соседних племен.

    Предметом почитания были и другие явления природы: луна,   ветер, вода, подводный мир и т.д.

    Культ природы включал в себя почитание четырех стихий: земли, огня, воды, ветер, каждая из которых имела свое олицетворение. В дакотов земля олицетворялась духом Тунканом и  т.д.

    Само число «4»  у большинства американских племен имело священное значение: культ четырех стихий, четырех стран света.  В племенах по четырем частям света группировались роды. Во время обрядных сходок  они располагались в определенном порядке, в четырех секторах круга.

    Для культа индейцев характерны религиозные пляски. У каждого племени было от 10 до 30 видов танцев, каждый с особым названием, особыми песнями.

    Помимо плясок в религиозных обрядах американских индейцев особое значение имело употребление наркотиков. Например, курение табака было настоящим культовым актом, а сам табак служил предметом поклонения.

    Большую роль в религии индейцев играли молитвы. Это были молитвенные обращения к стихиям  и другим сверхъестественным силам.

    Проводилось у индейцев самоистязание, которое рассматривалось, как жертва божеству. Изуверские самоистязания  были элементами обрядов.  Были случаи, когда во время обрядов приносили в жертву стихиям  и явлениям природы  людей.

    Человеческое жертвоприношение было связано с земледельческим культом, для того, чтобы повысить плодородие приносили духам в жертву людей. Есть описания обряда жертвоприношения у североамериканского племени пани (пани).  Тело девушки было разрублено на куски, которые были разнесены по полям и зарыты в землю, кровь разбрызгана на посевы.

    Некоторые религиозно-мистические обряды были связаны с охотничьей деятельностью, в частности с охотой на бизонов. Это бизоньи пляски, медвежьи пляски…

    Так же у индейцев были обряды, связанные с войной.  В некоторых племенах существовали особые жрецы – специалисты по военному делу. Каждый человек, прежде чем стать воином, должен был пройти особый посвятительный обряд и получить оружие из рук жреца.

    В число военных обрядов и обычаев известен обычай добывания  скальпов. Обычай скальпирования был когда-то связан с  религиозными представлениями: воин стремился снять скальп  с убитого врага для того, чтобы завладеть его душой, заставить его служить собственной душе в загробном мире.

    Для  североамериканских индейцев характерна также индивидуализация религиозных верований.  У каждого члена племени были свои личные отношения с миром сверхъестественного. У каждого был свой личный дух покровитель, который приобретался во время видений, возникавших в процессе посвятительных обрядов. Чтобы получить видение юноша долго постился, уединялся, потел в паровой бане, принимал наркотически средства. В полуобрезном состоянии, или во сне, или в нервном возбуждении он мог принять любое увиденное  им животное или предмет за искомое видение. С тех пор он становится духом—покровителем  на всю жизнь.

    Шаманами у разных племен выступают, как правило, те, кто имел сильные видения, получил могучих духов –покровителей .

    На шаманов, кроме обязанности  быть хранителем веры,  возлагается обязанность  лечить людей.

    Шаманская практика лечения  больных основана на народной медицине. Некоторые способы лечения поучили обрядовое значение  - очистительная магия. Одним из элементов очистительной магии  в некоторых племенах является  паровая баня, устраивалась она в тесной хижине, куда клали раскаленные камни, на них лили воду, и очищаемый сидел или лежал в горячем пару. Дрогой способ очищения – принятие больными рвотного.

    Религиозные  и мистические ритуалы у различных племен сильно отличаются, но можно выделить  характерные черты религиозных взглядов индейцев.

    Главные мотив  религиозных действий человека состоял в стремлении разжалобить сверхъестественные силы, сделать себя «достойным сострадания». Этой цели служили молитвенные обряды, посты и настоящее самоистязание, направленное на то, чтобы вызвать жалость  сверхъестественных сил.

    Не было у индейцев изображения богов и постоянных храмов.  Не было и культа вождей. Для периодически совершаемых празднеств  служили временные культовые хижины и  шалаши. Не было жреческой касты, роль её выполняли шаманы и знахари:  принятие этой профессии было делом добровольным и не регламентировалось.

    Источник:

    С.А. Токарев:  «Религия в истории народов мира».

    Святилица индейцев пуэбло.(19 век) Музей этнографии. Санкт-Петербург. (фото Лимарева В.Н.)


  • главная