Когда дух божий осенит человеческую душу.

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Основное религиозное противоречие: свобода воли человека.

 

Часть5. Когда дух божий осенит человеческую душу. (Философия Паскаля.)

 

Отрывок из философского трактата Б. Паскаля: «Об обращении грешника».

 

Вот она какая божья благодать!

«Когда дух божий осенит человеческую душу, ей поистине открывается дотоле невиданное знание самой себя и всего на свете.

Этот новый свет порождает в ней страх и смущение, которые лишают её покоя, и отныне она теряет интерес к прежним утехам.

Её не радуют более предметы, ранее пленяющие. Беспокойная совесть подтачивает всю жизнь человека и мешает ему  испытывать привычную радость от того, к чему ранее он был привязан всем сердцем.

Но ещё более горечи его душа испытывает в делах благочестия, нежели в суете мирской.

Начиная отчетливо понимать непрочность и тщетность  всех своих сердечных  привязанностей, человек чувствует себя одиноким и покинутым в жизни…

Душа его начинает видеть ничтожность всех вещей, всю бренность неба, своего ума, тела, родителей, друзей, врагов…, ничто кратковременное не может наполнить душу, которая жаждет счастья.

Бог:  Завтра  скажешь людям, что сам придумал эту теорему. худ. Жан Эффель.

Итак, через святое смирение, которое Бог ставит выше гордыни, душа начинает преодолевать все человеческое. Она осуждает поведение людей, проливает слезы над их ослеплением. Она устремляется к истинному благу и понимает, что оно возможно  при двух условиях: первое  - быть бессмертным, второе  - быть превыше всех благ.

Всем сердцем она стремится к престолу самого Бога, в котором и обретает, наконец, свой покой и свое благо, которое превыше всех других благ.

Разум, просветленный благодатью, заставляет её уразуметь, что нет ничего превыше Бога, и что это благо  теряют лишь те, которые сами его отвергают, поскольку обладать им можно только по желанию. Итак, она радуется обретению такого блага, превыше которого нет ничего на свете.

Она возносит к Богу пылкие молитвы, чтоб заслужить  его милосердие… Стремясь к Богу, она желает прийти к нему только указанным им путем…»

 

Паскаль говорил:  "Действительная благодать управляет волей человека таким образом, что люди всегда имеют возможность сопротивляться ей. Действие благодати на человека не носит характер абсолютной необходимости, но только непреложной необходимости, согласно которой Бог своей милостью не разрушает ни в коей мере естественной свободы человека. Благодать действует на сердце и волю человека не насильственно, но мягко и вместе с тем  неуклонно, так что свободная воля хотя и  может противиться благодати, но никогда не желает этого. Отсюда следует, что мы имеем заслуги, которые действительно наши. Мы не коим образом не содействует своему спасению, совсем как неодушевленные вещи.

Бог, который нас создал без нас, не может нас спасти без нас».



  • главная