Бодхисаттвы – спасители мира. Лимарев В.Н. Авторский сайт Лимарева В.Н.

Бодхисаттвы – спасители мира.

Bodhisattva   Benevolente. (Япония 7-13 век) Музей Востока, Генуя.  фото Лимарева В.Н.

Китайская школа Дзен принадлежит к духовному миру махаяны. Эта школа предлагает большую колесницу, которая помогла бы переправиться на другой берег, т.е. избавившись от скорбного земного существования.  Особо при этом выделяется колесница бодхисаттв.

Именно эта колесница обеспечивает спасение для всех живых существ.

Термин бодхисаттва означает  «существо» стремящееся к просветлению или существо просветления.

Бодхисаттвы – безупречно просветлены и обладают всеведеньем Будды. Они добровольно  отказались вступить в нирвану, чтобы вместо этого помогать живым существам достичь просветления. Согласно концепции  махаяны: все живые существа обладают природой Будды, поэтому способны совершенного просветления: природа Будды присутствует во всех живых существах.

Непременным условием  для того, чтобы стать бодхисаттвой, является посвящение себя закону Будды.

Миссия бодхисаттвы  начинается с пробуждения решимости  достичь просветления и принятия обета (пранидхана), которые произносят перед началом путешествия и регулярно повторяются в течение долгих лет самосовершенствования.

Сколь бы бесчисленными ни были живые существа, обязуюсь спасти их всех.

Сколь бы ни были неистощимы страсти, обязуюсь устранить их всех.

Сколь бы ни были неизмеримы страсти, обязуюсь овладеть их всеми.

Сколь бы ни была несравненной  истина Будды, обязуюсь её достичь.

В различных сочинениях Махаяны описано десять стадий, через которые  проходит бодхисаттва.

В течение первых шести стадий достигается уровень архата.

Начиная с седьмой он продолжает совершенствование уже как  боддисаттва. Конечной целью при этом считается запредельные знания. В седьмой стадии боддисаттва вступает в море всеведенья. Через созерцание пустотности и нерожденности  всех вещей  он поднимается до десятой стадии – «облаков» Дхармы», где достигает «всех форм созерцания». Восседая на огромном цветке лотоса, он обладает бесстрастностью, именуемой «знанием Всевидящего». Он становится полностью просветленным Буддой, но при этом не вступает в нирвану.  После достижения абсолютного просветления  боддисаттва  спускается обратно на землю, чтобы спасти всех живых существ.

Если даже  боддисаттва возвысил свое сознание  до полного просветления, но не обладает совершенной мудростью, то он обречен опуститься до уровня простого ученика.

Совершенство мудрости лежит за пределами любых знаков и слов.  

Совершенство мудрости невозможно достичь без абсолютной пустоты духа.  Но прежде всего бодхисаттвы, которые обладают спокойствием в единой мысли, свободны от любых привязанностей к своему Я. Их дух не сдерживают ни понятия Дхармы, ни её отсутствие.  Бодхисаттвы не привержены  идеям, они ни к чему не привязаны: их совершенное знание пусто. Вот сущность наивысшей мудрости: «Бодхисаттвы должны пребывать в совершенном знании, оставаясь в пустоте».

Хотя бодхисатвы способны видеть сквозь пустоту всех вещей, они не отказываются от мира, напротив  - они отказываются от вступления в нирвану, дабы трудиться ради спасения всех живых существ.

(Эту противоречивую логику называют диалектикой праджни.)

 

Источник:

Генрих Дюмулен. «История дзен буддизма Индия и Китай».


  • главная