Лимарев В.Н.
Религиозные реформы киевского князя Владимира.
970 - 972 г н.э.
Поражение русов от греков. Смерть князя Святослава.
Киевский князь Святослав, завоевав болгарские земли, и
намеревался столицей своих владений сделать
Переяславец, но византийцы не смирились с
этим.
Весной 971 император византийский Цимисхий
перешел через Балканы и обрушился на столицу болгар Преслав.
После двухдневного штурма, войска руссов покинули Преслав.
Марионеточный болгарский царь Борис был захвачен в царских покоях. Была захвачена
греками так же царская казна, которая была в целостности в момент оккупации
столицы русами.
Византийские войска начали оккупацию Болгарии, как завоеватели. Русы
приняли бой с превосходящими силами противника и потерпели поражение. Переяславец пал после трехдневного штурма. Русы заперлись
в крепости Доростол. Среди русов много было раненых.
Ранен был в ключицу и Святослав. В этих
условиях начались переговоры, в результате которых греки разрешили русам
покинуть Болгарию по Дунаю. Доплыв до острова Березень,
русы остановились на стоянку.
На острове или несколько раньше, произошел раскол между русами язычниками
и русами христианами. Святослав обвинил ряд своих воинов в провизантийской
позиции, христиане в его отряде были умерщвлены. Часть русов, вероятно, христиан, возглавляемых Свенельдом
покинули Святослава и добрались в 971 году в Киев. Оставшиеся со
Святославом русы перезимовали на острове и весной 972 года двинули к Киеву.
Когда они преодолевали Днепровские пороги, на отряд Святослава напали печенеги,
отряд был полностью истреблен. Из черепа князя Святослава печенежский хан Куря сделал чашу для питья.
972-980 г н.э.
Владимир завоевывает Киев.
С гибелью князя - язычника Святослава в Киеве все
больший вес стали приобретать христиане.
Князь Киевский Ярополк Святославович через
христианскую общину стал устанавливать более тесные связи с Византией.
Вероятно, он перешел в христианскую веру. Часть русов-язычников бежали из
Киева. Опираясь на христиан, Ярополк стал подчинять своему влиянию славянские
земли. Войны Ярополка заняли земли принадлежащие Олегу, Олег был убит в
сражении. Далее войска двинулись на Новгород. Правивший в Новгороде князь
Владимир бежал в Скандинавию.
Из Скандинавии
он вернулся с отрядами навербованных викингов. Викинги захватили Полоцк,
Смоленск и подступили к Киеву. Ярополк бежал из Киева в
Родно. После недолгой осады викингами Родно, Ярополк направился к брату для
переговоров, но был убит по дороге
варягами. Варягов же, помогавшим ему в борьбе
за киевский престол, Владимир отправил служить в Византию. Христиане не были
подвержены репрессиям в Киеве, так как они составляли значительную часть
населения Киева.
980- 985 г н.э.
Религиозные реформы князя Владимира.
Владимир реформировал язычество, создав культ бога
Перуна.
В 985 году Владимир установил идолов на киевских холмах и совершил жертвоприношение
Перуну. Были разработаны ритуалы поклонения языческим богам.
Н.М. Карамзин « Предания веков» (фрагмент из гл. 9)
«Владимир (конец 10 века), утвердив свою власть,
изъявил отменное усердие к богам языческим: соорудил истукана Перуна с
серебряной головой и поставил его, близ теремного двора, на священном холме,
вместе с иными кумирами. Так говорит летописец, стекался народ
ослепленный и земля осквернялась кровью жертв. Может быть, совесть беспокоила
Владимира; может быть хотел он сею кровью примериться с богами, раздраженными
его братоубийством6 ибо и сама вера языческая не
терпела таких злодеяний… Добрыня, посланный от своего племянника управлять
Новгородом, также поставил, на берегу Волхова, богатый кумир Перунов.
Увенчанный победой и славою,
Владимир хотел принести благодарность идолам и кровью человеческою обагрить
алтари. Исполняя совет бояр и старцев, он велел бросить жребий, кому из отроков
и девиц киевских надлежало погибнуть в удовольствие мнимых богов – и жребий пал
на юного варяга, прекрасного лицом и душою, коего отец был христианином.
Посланные от старцев объявить родителю о сем несчастии: вдохноновенный
любовью к сыну и ненавистью к ужасному суеверию, он начал говорить им о
заблуждении язычников, о безумии кланяться тленному дереву, вместо живого бога,
истинного Творца неба, земли и человека.
Киевляне терпели христианство; но торжественное хуление веры их произвело
всеобщий мятеж в городе. Народ вооружился, разметал двор варяжского христианина
и требовал жертвы. Отец, держа сына за руку, с твердостью сказал: «Ежели идолы ваши действительно боги, то пусть сами извлекут
его из моих объятий».
Народ, в исступлении ярости, умертвил отца и сына.»
Примечание Лимарева В.Н:
Перуна считают славянским богом, но, вероятно это не
так. Перун, бог грома и молнии, был
богом викингов (руссов), их главное божество. Славянскими же богами был Волос – скотский бог, Стрижбог - бог
ветров, Дажбог - бог солнца, Сварог
– бог огня и другие боги.
Касательно взаимодействия Перуна и Волоса, то
сохранилась легенда о том, что в результате борьбы между Перуном (воинственным
богом) и Волосом (богом земледельцев)
Перун одержал победу и был заключен союз
между богами: Перун был признан главным богом. Благодаря главенству Перуна
земля стала давать более обильные урожаи.
Союз Перуна и Волоса стали характеризовать союз двух
объединившихся народов руссов и Восточных славян.
При заключении договора Олега с греками «мужи его» клялись
своими богами Перуном и Волосом.
При князе Игоре
перед княжеским теремом стоял идол Перуна (бога викингов), а на рынке
Волоса (бога славян).
986 г н.э.
Поход Владимира завоевывает Тмутаракань.
Владимир совершает успешную военную экспедицию в Северный Кавказ. В захваченной Тмутаракане он ставит
князем своего сына шестилетнего Мстислава.
987 - 988 н.э.
Крещение князя Владимира.
Собрав большое войско, князь Владимир совершил военный
поход в Крым, основная цель похода - византийский город Херсонес. Византийцы
заперлись в крепости, оборонялись мужественно, предполагая выдержать долгую
осаду до прихода подкрепления из Византии. Предатель помог Владимиру найти
водопровод, снабжающий город питьевой водой, подача воды в город была
прекращена, защитники сдались на милость победителя.
В это время в Византии военачальник Варда Фока поднял восстание против императора Василия 2,
большая часть армии перешла на сторону мятежника.
После захвата города, Владимир обратился к императору
Василий 2 с предложением, чтобы его сестра Анна стала его женой, и что он, в
случай отказа, возьмет Константинополь. Византийский император был вынужден
согласиться на этот брак с условием крещения князя Владимира. Анну посадили на
корабль и отправили в Херсонес. После крещения, князя Владимир и его дружины в
Херсонесе, Анна стала женой Владимира.
Анна увеличила число законных жен Владимира до 5.
Первой женой
его стала Рогнета, невеста брата Ярополка, которую он
взял в жены насильно, убив в Полоцке отца Рогнеты - союзника
Ярополка и двух её братьев…
Кроме законных жен у Владимира было огромное
количество наложниц. Летописи сообщают фантастические цифры: 300 в Киеве
(Белогородке), 300 в Вышгород и 200 в селе Берестове.
Летописи сообщают о любострастии Владимира Красное
Солнышко.
Возвратив Херсонес византийцам, как сообщают летописи,
он изъявил благодарность греческому императору за руку сестры его.
Став союзником Византии, Владимир отправил часть
дружины в Константинополь. Василий 2 при помощи русов разгромил армию Фоки.
988 н.э.
Крещение Владимиром Киева.
Вместо дани с г. Херсонеса
Владимир взял церковные сосуды, мощи святого Климента
и отбыл в Киев. Владимира сопровождали греческие священники. Сразу по прибытию
в Киев, Владимир приказал уничтожить языческих богов. Перуна, главного из богов,
привязали к хвосту коня, били тростями и свергли с горы в Днепр. На другой день
объявили в городе, что все должны прийти на берег Днепра, кто не придет, того
Владимир объявил своим врагом. По данному Владимиром знаку, пришедших людей
дружинники теснили в воды Днепра. Греческие священники стали читать молитвы
крещения и пели славу Вседержителю.
Сразу после крещения на местах, где стояли идолы,
стали строить церкви.
989 г н.э.
Крещение Новгорода.
Князь Владимир поручил крестить
новгородцев епископу Иоакиму, принудить людей к
крещению воеводе Добрыне. Миссионеры призывали сначала креститься добровольно,
обходя торговые ряды, но крестилось мало. Настойчивость крестителей привела к
восстанию. Дом Добрыни новгородцы разорили и его родичей избили. Новгородский воевода
Путят пытался усмирить новгородцев силой оружия,
началась вооруженная борьба. Чтобы отвлечь новгородцев от восстания, христиане
– воины Добрыни подожгли дома в Новгороде. Люди кинулись тушить пожары,
прекратив сражение с войнами Путята. Постепенно людей
усмирили и заставили креститься. Так родилась Новгородская поговорка: «Крещеные
мы, а крестил нас Путята - мечем, а Добрыня - огнем.
992г н.э.
Крещение
Полоцка.
После крещение Полоцка, насильственное
крещение имело место и в других населенных пунктах владений Владимира.
главная