Религиозные реформы киевского князя Владимира (10 век). Лимарев В.Н. Авторский сайт Лимарева В.Н.

 

Религиозные реформы киевского князя Владимира.

  • Религии мира.
  • Масляница (языческий праздник)  в Санкт-Петербурге в 2012 году. (Фото Лимарева В.Н.)

      970 - 972 г н.э.

    Поражение русов от греков. Смерть князя Святослава.

    Киевский князь Святослав, завоевав болгарские земли, и намеревался столицей своих владений сделать  Переяславец, но византийцы не смирились с этим.

    Весной 971 император византийский Цимисхий перешел через Балканы и обрушился на столицу болгар Преслав. После двухдневного штурма, войска руссов покинули Преслав. Марионеточный болгарский царь Борис был захвачен в царских покоях. Была захвачена греками так же царская казна, которая была в целостности в момент оккупации столицы русами.

    Византийские войска начали оккупацию Болгарии, как завоеватели. Русы приняли бой с превосходящими силами противника и потерпели поражение. Переяславец пал после трехдневного штурма. Русы заперлись в крепости Доростол. Среди русов много было раненых. Ранен был в ключицу  и Святослав. В этих условиях начались переговоры, в результате которых греки разрешили русам покинуть Болгарию по Дунаю. Доплыв до острова Березень, русы остановились на стоянку.

    На острове или несколько раньше, произошел раскол между русами язычниками и русами христианами. Святослав обвинил ряд своих воинов в провизантийской позиции, христиане в его отряде были умерщвлены. Часть русов, вероятно, христиан, возглавляемых Свенельдом покинули Святослава и добрались в 971 году в Киев. Оставшиеся со Святославом русы перезимовали на острове и весной 972 года двинули к Киеву. Когда они преодолевали Днепровские пороги, на отряд Святослава напали печенеги, отряд был полностью истреблен. Из черепа князя Святослава печенежский хан Куря сделал чашу для питья.

    972-980 г н.э.

    Владимир завоевывает Киев.

    С гибелью князя - язычника Святослава в Киеве все больший вес стали приобретать христиане.

    Князь Киевский Ярополк Святославович через христианскую общину стал устанавливать более тесные связи с Византией. Вероятно, он перешел в христианскую веру. Часть русов-язычников бежали из Киева. Опираясь на христиан, Ярополк стал подчинять своему влиянию славянские земли. Войны Ярополка заняли земли принадлежащие Олегу, Олег был убит в сражении. Далее войска двинулись на Новгород. Правивший в Новгороде князь Владимир бежал в Скандинавию.

     Из Скандинавии он вернулся с отрядами навербованных викингов. Викинги захватили Полоцк, Смоленск и подступили к Киеву. Ярополк бежал из Киева в Родно. После недолгой осады викингами Родно, Ярополк направился к брату для переговоров, но был убит по дороге  варягами. Варягов же, помогавшим ему в борьбе за киевский престол, Владимир отправил служить в Византию. Христиане не были подвержены репрессиям в Киеве, так как они составляли значительную часть населения Киева.

    980- 985 г н.э.

    Религиозные реформы князя Владимира.

    Владимир реформировал язычество, создав культ бога Перуна.

    В 985 году Владимир установил идолов на киевских холмах и совершил жертвоприношение Перуну. Были разработаны ритуалы поклонения языческим богам.

    Н.М. Карамзин « Предания веков» (фрагмент из гл. 9)

    «Владимир (конец 10 века), утвердив свою власть, изъявил отменное усердие к богам языческим: соорудил истукана Перуна с серебряной головой и поставил его, близ теремного двора, на священном холме, вместе с иными кумирами. Так говорит летописец, стекался народ ослепленный и земля осквернялась кровью жертв. Может быть, совесть беспокоила Владимира; может быть хотел он сею кровью примериться с богами, раздраженными его братоубийством6 ибо и сама вера языческая не терпела таких злодеяний… Добрыня, посланный от своего племянника управлять Новгородом, также поставил, на берегу Волхова, богатый кумир Перунов.

    Увенчанный победой и славою, Владимир хотел принести благодарность идолам и кровью человеческою обагрить алтари. Исполняя совет бояр и старцев, он велел бросить жребий, кому из отроков и девиц киевских надлежало погибнуть в удовольствие мнимых богов – и жребий пал на юного варяга, прекрасного лицом и душою, коего отец был христианином. Посланные от старцев объявить родителю о сем несчастии: вдохноновенный любовью к сыну и ненавистью к ужасному суеверию, он начал говорить им о заблуждении язычников, о безумии кланяться тленному дереву, вместо живого бога, истинного Творца неба, земли и человека.  Киевляне терпели христианство; но торжественное хуление веры их произвело всеобщий мятеж в городе. Народ вооружился, разметал двор варяжского христианина и требовал жертвы. Отец, держа сына за руку, с твердостью сказал: «Ежели идолы ваши действительно боги, то пусть сами извлекут его из моих объятий».

    Народ, в исступлении ярости, умертвил отца и сына

    Примечание Лимарева В.Н:

    Перуна считают славянским богом, но, вероятно это не так. Перун, бог грома и молнии, был  богом викингов (руссов), их главное божество.  Славянскими же богами был Волос – скотский бог, Стрижбог - бог ветров, Дажбог - бог солнца, Сварог – бог огня  и другие боги.

    Касательно взаимодействия Перуна и Волоса, то сохранилась легенда о том, что в результате борьбы между Перуном (воинственным богом)  и Волосом (богом земледельцев) Перун одержал победу и  был заключен союз между богами: Перун был признан главным богом. Благодаря главенству Перуна земля стала давать более обильные урожаи.

    Союз Перуна и Волоса стали характеризовать союз двух объединившихся народов руссов и Восточных славян.

    При заключении договора Олега с греками «мужи его» клялись своими богами Перуном и Волосом.

    При князе Игоре  перед княжеским теремом стоял идол Перуна (бога викингов), а на рынке Волоса (бога славян).

    986 г н.э.

    Поход Владимира завоевывает Тмутаракань.

    Владимир совершает успешную военную экспедицию в Северный Кавказ. В захваченной Тмутаракане он ставит князем своего сына шестилетнего Мстислава.

    987 - 988 н.э.

    Крещение князя Владимира.

    Собрав большое войско, князь Владимир совершил военный поход в Крым, основная цель похода - византийский город Херсонес. Византийцы заперлись в крепости, оборонялись мужественно, предполагая выдержать долгую осаду до прихода подкрепления из Византии. Предатель помог Владимиру найти водопровод, снабжающий город питьевой водой, подача воды в город была прекращена, защитники сдались на милость победителя.

    В это время в Византии военачальник Варда Фока поднял восстание против императора Василия 2, большая часть армии перешла на сторону мятежника.

    После захвата города, Владимир обратился к императору Василий 2 с предложением, чтобы его сестра Анна стала его женой, и что он, в случай отказа, возьмет Константинополь. Византийский император был вынужден согласиться на этот брак с условием крещения князя Владимира. Анну посадили на корабль и отправили в Херсонес. После крещения, князя Владимир и его дружины в Херсонесе, Анна стала женой Владимира.

    Анна увеличила число законных жен Владимира до 5.

     Первой женой его стала Рогнета, невеста брата Ярополка, которую он взял в жены насильно, убив в Полоцке отца Рогнеты - союзника Ярополка и двух её братьев…

    Кроме законных жен у Владимира было огромное количество наложниц. Летописи сообщают фантастические цифры: 300 в Киеве (Белогородке), 300 в Вышгород и 200 в селе Берестове. Летописи сообщают о любострастии Владимира Красное Солнышко.

    Возвратив Херсонес византийцам, как сообщают летописи, он изъявил благодарность греческому императору за руку сестры его.

    Став союзником Византии, Владимир отправил часть дружины в Константинополь. Василий 2 при помощи русов разгромил армию Фоки.

    988 н.э.

    Крещение Владимиром Киева.

    Вместо дани с г. Херсонеса Владимир взял церковные сосуды, мощи святого Климента и отбыл в Киев. Владимира сопровождали греческие священники. Сразу по прибытию в Киев, Владимир приказал уничтожить языческих богов. Перуна, главного из богов, привязали к хвосту коня, били тростями и свергли с горы в Днепр. На другой день объявили в городе, что все должны прийти на берег Днепра, кто не придет, того Владимир объявил своим врагом. По данному Владимиром знаку, пришедших людей дружинники теснили в воды Днепра. Греческие священники стали читать молитвы крещения и пели славу Вседержителю.

    Сразу после крещения на местах, где стояли идолы, стали строить церкви.

    989 г н.э.

    Крещение Новгорода.

    Князь Владимир поручил крестить новгородцев епископу Иоакиму, принудить людей к крещению воеводе Добрыне. Миссионеры призывали сначала креститься добровольно, обходя торговые ряды, но крестилось мало. Настойчивость крестителей привела к восстанию. Дом Добрыни новгородцы разорили и его родичей избили. Новгородский воевода Путят пытался усмирить новгородцев силой оружия, началась вооруженная борьба. Чтобы отвлечь новгородцев от восстания, христиане – воины Добрыни подожгли дома в Новгороде. Люди кинулись тушить пожары, прекратив сражение с войнами Путята. Постепенно людей усмирили и заставили креститься. Так родилась Новгородская поговорка: «Крещеные мы, а крестил нас Путята - мечем, а Добрыня - огнем.

    992г н.э.

    Крещение  Полоцка.

    После крещение Полоцка, насильственное крещение имело место и в других населенных пунктах владений Владимира.

    Георгий Победоносец. Царские сани 18 века. Эрмитаж. (Фото Лимарева В.Н.)

  • главная