Ариане. Книги писателя Лимарева В.Н.

Н.А. Машков.

Ариане.

Божественная сущность. Свод церкви в Равенне. ( Фото Лимарева В.Н.)

В начале 4 века известный своим аскетизмом  и популярный среди прихожан пресвитер Арий выступил с учением о том, что в божественной троице только Бог-Отец является вечным. Первым его творением был Сын, или Логос, а творением Логоса был Святой Дух.  Сын поэтому не  может быть равным Отцу, он лишь подобен ему.  Арианство представляло собой попытку рационалистического толкования основного религиозного догмата, но учение Ария не получило признания. Оно было осуждено сначала александрийским епископом, а затем поместным собором. Арий обратился к другим церквям. Стихотворения Ария приобрели популярность среди александрийских ремесленников и матросов. Всюду,  на рынках, на улицах,  происходили споры, переходившие в открытые столкновения. Дебаты велись не только в египетской, но и в других церквях. И в это вмешался  император Константин, который недолго  того победил Лициния.

В 325 г. был созван собор в Никее, на который собрались представители различных провинциальных церквей. Собор принял изложение кратких догматов христианства, так называемый Никейский символ веры. Большинство собравшихся высказалось против Ария.  Было признано, что Сын Божий является единосущным Отцу, а Константин счел своей обязанностью помочь своей властью утвердить авторитет собора. Арий был сослан в Иллирию, другие его сторонники – в Галлию.

Однако время Никейского собора – не конец, а скорей начало арианства. Оно имело немало сторонников среди придворных, и Арий вскоре был возвращен, а главный противник его Афанасий Александрийский  был сослан. После смерти Ария приверженцы его пользовались покровительством императорского двора. Споры велись в течение долгого времени. При дворе побеждали то сторонники никейского течения, то ариане. В 281 году учение Ария было ещё раз осуждено и против ариан началось гонение, однако арианство сумело распространиться среди варварских германских племен, которых жители Империи рассматривали как иноверцев.

Источник:

Н.А. Машков: «История Древнего Рима»

  • Хроника уничтожения аринской ереси или «чума» Юстиниана.


  • главная