Хариджитское движение. Мусульманская секта ибадиты  (7 век).

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Краткая история иранского суперэтноса.

(Выдержки).

Хариджитское движение. Мусульманская секта ибадиты  (7 век).

Синайская пустыня. Египет.   Фото Лимарева В.Н.

  • Религии мира.
  • Восстание против власти Омейядов.

    Омейяды, к которым принадлежал халиф Усман, во времена Мухаммеда упорно сражались против правоверных и признали власть на Аравийском полуострове мусульман одни из последних. Получив власть Омейяды, уже не стесняясь правоверных, строили себе роскошные дома и купались в золотом дожде, поливающегося на их после каждого удачного похода. 

    Усман, став халифом в 644 году, после смерти  благочестивого халифа Умара, на значимые должности стал назначать представителей своего рода, многие из которых не отличались святостью. В Египте  Усман в 645 году сместил с должности наместника завоевателя Египта Амр ибн ал-Ас, вместо него был назначен молочный брат Усмана  - Абдаллах ибн Сааб.

    В мусульманском мире началась борьба за чистоту религия, которая вылилась в борьбу с Омейядами. Восстание началось в Египте. В 655 г. египетские повстанцы достигли его дворца, но после переговоров вернулись восвояси. На следующий год, однако, Усман был осаждён в своих покоях группой мусульман, недовольных его политикой, и после нескольких дней отчаянного сопротивления был умерщвлён. Халифом объявили зятя пророка Мухаммеда - Али.

    Свою деятельность во главе Халифата Али начал с того, что стал смещать ставленников Усмана с главных постов Халифате, но действовал нерешительно.

    Нерешительность Али в борьбе за чистоту ислама привела к кровавой междоусобице среди мусульман.  Наместник халифа в Сирии – Муавия отказался присягнуть халифу Али. Отказался присягнуть Али и авторитетный полководец в  Египте  -Амр ибн аль-Ас, перешедший на сторону Муавия. Халиф Али выступил с армией против Муавии, который требовал наказания виновных в смерти халифа Усмана.

    Арабские музыканты. Египетский худ.  Александрия.  Фото Лимарева В.Н.

    Война между силами поддерживающими халифа Али и Омейядами.

    Между халифом Али, которого поддерживали арабы и иранцы войсками сирийского наместника Муавии, которого поддерживал авторитетный египетский полководец Амр, началась война.

    Во время так называемой «Сиффинской битвы», когда стало очевидно, что битву выигрывает халиф Али, Муавии решил применить хитрость: приказал наколоть своим солдатам к копьям свитки Корана и предложил противнику решить возникшие между ними противоречия путем переговоров. Набожный халиф приказал остановить битву.  Начались длительные переговоры об условиях мира, спор между сторонами должны были решить религиозные авторитеты, третейские судьи. В войске Муавии переговоры  восприняли   как победу, в войске  же Али наметился раскол; много было недовольных тем, что у них украли победу.

    Похоронив убитых, оба войска возвратились к родным домам. С военной точки зрения битва кончилась вничью, но в политическом отношении она была явно проиграна Али. Подписанием договора он поставил под сомнение свое бесспорное право на халифат, Муавии благодаря этому был поставлен  халифом Али на один уровень, армия халифа, до этого дружно поддерживавшая халифа, раскололась.

    Харутиты.

    На подходе к Куфе  (столице Арабского Халифата) значительная часть войска (8-12 тыс. человек), в основном тамимиты, отделилась от Али и остановилась в селении ал-Харура недалеко от  Куфы. Они провозгласили войну до победы с последующим созывом совета для избрания халифа и выбрали своим предводителем Шабаса б. Риб'и ат-Тамими.  Эта группа отколовшихся получила прозвание харуритов по названию селения.  

    Али необходимо было восстановить единство в своем лагере.

    Начались  переговоры с харуритами.

    Услышав от восставших, что главной причиной их недовольства является согласие халифа передать спор о власти третейским судьям, Али  заявил: "Вы знаете, что когда они подняли свитки,  многие стали кричать: "Ответь им на призыв к Книге Аллаха".

    Я сказал вам: "Я лучше вас знаю этих людей - они не приверженцы религии и Корана, я жил с ними и знаю их детьми и взрослыми; были они скверны детьми и скверны взрослыми...

     А вы отвергли мое мнение, и сказали: "Нет, прими их предложение...".

    Харуриты вынуждены были признать, что тогда согрешили и теперь раскаиваются. Али пообещал им через шесть месяцев, когда будут собраны деньги и животные нагуляют жир,  он выступит против врага. Согласившись с этим, харуриты вернулись в Куфу.

    Хариджиты.

    Долгие переговоры третейских судей ни дали положительных результатов, Муавии не признавал халифом Али.

    Известие о невыгодном для Али исходе переговоров вновь всколыхнуло харуритов, 21 марта 658 г. они собрались в доме Абдаллаха б. Вахба ар-Расиби, благочестивца, прозванного Мозолистые Колени за постоянное стояние на молитве, и решили открыто выступить против Муавии передавшего на людской суд дело, предопределенное Аллахом. Руководителем был избран Абдаллах б. Вахб, в верности которому присягнули все присутствовавшие. Эту присягу иногда рассматривают как избрание его халифом, хотя акт присяги означал лишь обязательство беспрекословного повиновения; так, в это же время, начав сбор войска для войны. Большинство хариджитов своим врагом считали как Муавии, так и Али, согласившегося на переговоры с Омейядами.

    Восставших  харуритов теперь чаще стали называть хариджитами ("восставшими").

    Али, под влиянием действий воинствующих харуритов,  стал заниматься сбором войска для похода против Муавии.

    Али снова созвал вождей и добился от них заверения, что они поведут своих людей туда, куда он прикажет.

    Арабский рынок. Египетский худ.  Александрия.  Фото Лимарева В.Н.

    Во время совещания пришли известия, что один из отрядов хариджитов зверски расправился со сподвижником пророка Абдаллахом б. Хаббабом за благоприятный отзыв об Али, не пощадили даже ни в чем не повинную его беременную наложницу, вспоров ей живот, чтобы и потомства от него не осталось. Воины Али, возмущенные этими бесчинствами, потребовали от него покончить с мятежниками, угрожающими их семьям и имуществу. Али не мог не уступить им.

    Он повел свою армию к ан-Нахравану, не теряя надежды обойтись без пролития крови своих недавних сторонников, и начал с переговоров, требуя лишь одного - выдачи убийц мусульман; мятежники по-прежнему требовали от него покаяния за согласие на третейский суд: "Если ты сам сомневался в своем праве [на халифат], то мы сомневаемся еще больше". Ни доводы Кайса б. Са'да, участвовавшего в переговорах, ни убеждения самого Али не привели к согласию и примирению. И все же Али еще надеялся избежать кровопролития. Когда 17 июля 658 г. оба войска выстроились для сражения, Али выслал вперед отряд со "знаменем пощады" и объявил, что присоединившиеся к этому знамени будут пощажены так же, как те, кто покинет Абдаллаха б. Вахба. Эта мера произвела должный эффект: сотня хариджитов сразу перешла на сторону Али, Фарва б. Науфал с отрядом в 500 человек покинул Ибн Вахба и ушел к Хулвану, кое-кто вернулся в Куфу. У Абдаллаха б. Вахба осталось всего 2800 человек; какими силами располагал Али, не сообщается, ясно только, что на его стороне был значительный перевес.

    Несмотря на дезертирство многих сотоварищей, хариджиты были полны решимости пожертвовать собой ради правого дела и первыми атаковали противника. Под их натиском кавалерия Али, прикрывавшая основные силы, была рассечена надвое, однако стоявшие за ней лучники устояли, и дали возможность кавалерии соединиться позади атакующих. Это решило исход сражения. Окруженные хариджиты сражались отчаянно и были перебиты почти поголовно. На поле боя осталось 400 тяжелораненых, которых Али не позволил добивать и разрешил сородичам взять на излечение. Все оружие и верховые животные были разделены между победителями, но рабов и утварь Али, как и в Басре, разрешил взять законным наследникам убитых.

    Стоило только войску вернуться в ан-Нухайлу, как, несмотря на увещевания Али, лагерь опустел - все разошлись по домам, остались около тысячи воинов да племенная верхушка, связанная личной присягой в верности.

    Араб. Египетский худ. Александрия. (Фото Лимарева В.Н.)

    Победа при ан-Нахраване не укрепила, а еще больше подорвала влияние Али на людей и помогла сформироваться непримиримой оппозиции в форме хариджитского движения, которые свою начитанность и понимание Писания ставили выше мнения сподвижников пророка. Они  считали себя вправе критиковать поступки Али, воспитанника пророка, черпавшего свою веру и религиозную практику из первоисточника.

    Вокруг них собирались недовольные правлением Али или вообще недовольные своим положением.

    Таким образом, после побоища на ан-Нахраване наиболее рьяные защитники прав Али на халифат стали его самыми заклятыми врагами, более непримиримыми и жестокими, чем Муавии.

    Хариджитское движение возникло потому, что арабская аристократия   руководившая армией и занимавшая командные должности в покоренных странах, получила в руки богатства. Рядовые же арабские воины не получили ничего. Кроме того, аристократия стала захватывать земли мусульманских общин. Халифы стали править наподобие византийских императоров и персидских королей. В этой обстановке боевая  организация хариджитов, ярых противников аристократии, выступавшая за равенство среди мусульман и за выборность халифов.

    Хариджиты были непримиримыми врагами исламской земледельческой знати и крупного частного землевладения; выступали против социального неравенства внутри общины. Создали представление о справедливом государстве, где все мусульмане будет равны, даже вчерашние рабы. Во главе такого государства должен быть достойный выборный халиф. Идея об идеальном халифе-лидере впоследствии перевоплотилась в учение о махди (мессии).

     

    Убийство халифа Али.

    Группа хариджитов  договорилась об уничтожении главных виновников раскола мусульманской общины: Али, Муавии и Амра.

    Больше всего известно о покушении на Али.

    Утром 22 января 661 г. Али, возгласив призыв к молитве, вошел в дверь со стороны киблы (из дворца), один из сообщников бросились на него с криком: "Суд принадлежит Аллаху, а не тебе, Али, и не твоим людям с мечами!" Первый удар мечом, нанесенный сообщником, оказался неудачным - меч задел за стену или за притолоку, и нападавший бросился бежать. Второй удар нанес Мулджам и попал по макушке Али. Али закричал: "Не упустите этого человека!" Присутствующие набросились на Мулджама и схватили его, а два сообщника в этой суматохе благополучно выскользнули из мечети. Правда, одного из них, и именно того, кто не успел напасть на Али, в наказание за участие в заговоре зарубил его двоюродный брат у себя дома.

    С тяжелой раной головы Али прожил почти двое суток, испытывая невыносимые боли, то и дело теряя сознание, и скончался вечером субботы 23 января 661 г.

    Покушения на Муавии и Амра оказались менее успешными. Покушавшийся на Муавии находился позади него и нанес удар мечом по голове, но Муавии спасли толстые ягодицы, на которые и пришелся удар, когда он склонился в земном поклоне.

    Амр б. ал-Ас вообще не пострадал, так как убийца обознался и убил вместо него другого, похожего на Амра, толстяка.

    Халифом объявили сына Али – Хасана.

    Хасан, после своего непродолжительного (полгода) халифата, признал право Муавии на трон халифа.

    Ибадиты.

    После покушений начались жестокие преследования хариджитов.

    Хариджиты раскололись на группировки: азракиты, ибадиты, суфриты и др.

    Хариджитов, отказалась от вооруженной борьбы и ограничила свою деятельность религиозной пропагандой  стали называть ибадитами, по имени одного из вождей этого направления — Абдаллаха бен Ибада.

    Ибадитские миссионеры в разных частях халифата стали призывать обращенное в ислам население именем бога бороться против насилия. Их пропаганда встретила поддержку среди части насильственно обращенных в ислам и угнетенных халифатом народов Азии, Аравии, Северной Африки.

    В 60-е годы VIII в. на западе Алжира образовалось теократическое ибадитское государство Ростемидов с центром в городе Тахерте. В некоторые периоды власть государства распространялась почти на всю Берберию.  Оно существовало около 200 лет.

     В X в. имамат Ростемидов был захвачен шиитами-исмаилитами, а г. Тахерт был разрушен.

    Оазис в пустыне. Египетский худ. Александрия.  Фото Лимарева В.Н.

    Имам Абдаллах вынужден был уйти из города со своими единоверцами. Изгнанники остановились в оазисе возле Уарглы, где был источник Айн-Сфа. Ибадиты были людьми деятельными. Появились колодцы, сады. На границе с пустыней вырос новый город — Седрата,— ставший важным экономическим центром. Его руины и сейчас привлекают внимание паломников из Мзаба.

    Но ибадитов ждало новое переселение. К тому были две причины. Первая — перестало хватать воды из Айн-Сфа. Вторая — беспокойство со стороны суннитов из кочевых племен. На сей раз был выбран район Мзаб, находившийся в 200 км к западу от Седраты, где люди с доисторических времен никогда не селились.

    Мзаб представлял собой совершенно голое и суровое место. Это была пустыня в пустыне. Здесь на глубине 60 м под скальным основанием была вода.

    Чтобы выжить в этой трудной местности, надо было удвоить трудовые усилия, проявить суровость, умеренность во всем. Надо было создать жизнь из небытия. И люди вступили в ожесточенную борьбу с пустыней. Постепенно были сооружены три тысячи колодцев, давшие воду 200 тыс. пальм. Дома строились на склонах холмов. На вершине холма сооружалась главная мечеть, служившая одновременно и крепостью. В ней создавался запас зерна и оружия. Минарет служил наблюдательным пунктом. Жители городов стали называть себя мзабнтами — по имени Мзаба.

    Выставка арабской одежды. Египет. Александрия.  Фото Лимарева В.Н.

  • главная