Война за чистоту веры или война между шиитами и суннитами.

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Краткая история иранского суперэтноса.

(Выдержки).

 

Война за чистоту веры или война между шиитами и суннитами.

(вторая половина 7 века)

Подвиг шиита  водоноса Хазрата,  брата Хусейна, при битве Аббаса Кербеле.(Водоносу отрубили руки). Соврем. Рис. Музей религии. Фото Лимарева В.Н.

  • Религии мира.
  •  

    636- 680 г н.э.

    Наместник в Сирии Муавии.

    В молодости Муавии был некоторое время писарем у Мухаммеда. При халифе Абу Бекре стал главнокомандующим  сирийской армии. В 636 году халиф Умар назначил его наместником в Сирии. Муавии, будучи наместником, приступил е строительству флота в Акке и Тире, благодаря которому были захвачены Александрия и Кипр. Став халифом он совершал военные походы с целью полностью покорить Византию, он трижды осаждал Константинополь. Муавии был энергичным человеком и приближал к себе таких же как он энергичных людей, не зависимо от их религиозности и знатности. При халифе Муавии в Арабском Халифате были созданы  внутренние войска наделенные полицейскими функциями. Он ещё при жизни объявил  своего сына Йазида наследником.

    Муавии считается основателем династии Омейядов.

    Арабский орнамент в мечети г. Каир.   (Фото Лимарева В.Н.)

    644 г н.э.

    Смерть халифа Умара (Омара).

    В ноябре 644 во время утреннего намаза в мечети персидский раб Фируз, по прозвищу Абу Лула, ударил Умара ножом в живот (до этого Фируз пожаловался халифу на своего хозяина, но Умар не внял его жалобе). Умар скончался через три дня, но предварительно назначил совет, который должен был избрать нового халифа. Одним из его последних указаний было наставление будущему халифу не смещать назначенных им наместников провинций в течение года.

    Десятилетнее правление Умара стало временем победоносного шествия ислама. Одновременно были заложены основы национального и религиозного единства. Умар был идеальным правителем, непритязательным в быту, благочестивым мусульманином, справедливым и честным по отношению к подчиненным, беспощадным к врагам ислама.

    После смерти Умара назначенный им совет из шести высокопоставленных мусульман должен был решить вопрос о преемнике. Во время выборов нового халифа победили сторонники рода Бану Умайа. Новый халиф Усман не обладал созидательной энергией, которая была присуща его предшественнику.

    644-656

    Омейяды приходят к власти в Арабском Халифате.

    Род Бану Умайа (Омейяды), представителем которого был халиф Усман (Осман), стал в период его правления утверждаться у власти в Арабском Халифате. На значимые должности халиф Усман стал назначать представителей своего рода, многие из которых не отличались святостью. В Египте  Усман в 645 году сместил с должности наместника завоевателя Египта Амр ибн ал-Ас, вместо него был назначен молочный брат Усмана  - Абдаллах ибн Сааб.

    650- 661 г.

    Восстание против узурпации власти в халифате  Омейядами.

    Омейяды во времена Мухаммеда упорно сражались против правоверных и признали власть на Аравийском полуострове мусульман одни из последних. Получив власть Омейяды, уже не стесняясь правоверных, строили себе роскошные дома и купались в золотом дожде, поливающегося на их после каждого удачного похода. 

    В мусульманском мире началась борьба за чистоту религия, которая вылилась в борьбу с Омейядами. Восстание началось в Египте. В 655 г. египетские повстанцы достигли его дворца, но после переговоров вернулись восвояси. На следующий год, однако, Усман был осаждён в своих покоях группой мусульман, недовольных его политикой, и после нескольких дней отчаянного сопротивления был умерщвлён. Халифом объявили Али.

    Свою деятельность во главе Халифата Али начал с того, что стал смещать ставленников Усмана с главных постов Халифате, но действовал нерешительно.

    Нерешительность Али в борьбе за чистоту ислама привела к кровавой междоусобице среди мусульман.  Наместник халифа в Сирии – Муавия отказался присягнуть халифу Али. Отказался присягнуть Али и авторитетный полководец в  Египте  -Амр ибн аль-Ас, перешедший на сторону Муавия. Халиф Али выступил с армией против Муавии, который требовал наказания виновных в смерти халифа Усмана.

    657 г н.э.

    Сиффинская битва.  

    По материалам книги Большакова О.Г. История « История Халифата»

    Пока Али переправлялся через Евфрат, Муавии успел занять удобную позицию и встать лагерем на южном берегу Евфрата.

    Подойдя на следующий день после столкновения авангардов, начав разбивать лагерь, войны Али  обнаружили, что единственный путь к водопою перекрыт противником. Достаточных водных источников на плато нет, а возить воду для пятидесятитысячной армии  за полтора десятка километров при том, что верховым и вьючным животным нужно ее больше, чем людям, - непростая задача.

    Али обратился к Муавии с просьбой допустить водовозов к воде, но тот отверг эту просьбу.  Ал-Аштар вызвался атаковать сирийцев и расчистить путь к воде. Озлобление лишенных воды воинов способствовало тому, что двухтысячный отряд ал-Аштара отбросил пятитысячный сирийский отряд и занял дорогу.

    Сухое русло  в пустыне на закате. Синайская пустыня. Фото Лимарева В.Н.

    Теперь пришла очередь беспокоиться Муавии, но  Али в отличие дорогу к воде не перекроет. Али разрядило обстановку, создавая  условия для дальнейших переговоров между враждующими сторонами.

    Между враждующими сторонами наступило перемирие.

    Мелкие стычки отдельных племенных отрядов с неизбежными поединками их предводителей и удальцов продолжались весь месяц зу-л-хиджжа (21 мая - 18 июня 657 г.). В промежутках между ними родственники и единомышленники, разведенные по разным лагерям, посещали друг друга, спорили и искали пути к примирению. Особенно активны были знатоки Корана.

    Минарет в Каире.   (Фото Лимарева В.Н.)

    В следующем, "запретном" месяце мухарраме, когда кровопролитие считалось недопустимым, общение рядовых воинов стало еще более оживленным, а Али использовал это затишье, чтобы склонить Муавии к присяге, вновь и вновь доказывая свое право и законность избрания, но неизменно получал в ответ требование наказания или выдачи убийц Усмана. Месяц не принес никаких изменений в позиции соперников, и надежды большинства воинов на примирение, зародившиеся в этом месяце, оказались обманутыми.

    Вечером 18 июля, Али объявил, что возобновляет военные действия.

    На рассвете оба войска стали строиться в боевые порядки.

    Решающее сражение, начавшееся утром 19 июля 657 г., продолжалось девять дней с перерывами на ночь и для молитв. Ал-Минкари достаточно четко разбивает его описание по дням, но ход сражения в целом остается неясным, так как все сводится к описанию многочисленных поединков и подвигов отдельных героев.

    Накал сражения нарастал с каждым днем, а вечером, когда бой стихал, недавние враги выходили на поле боя, чтобы унести с него убитых и тяжелораненых. Каждый день вместе с безвестными рядовыми воинами гибли и знатные люди.

    Апогея битва достигла в четверг 27 июля 657 г.

    В первой половине дня иракцам, сторонникам Али, удалось потеснить сирийцев в центре и приблизиться к ставке Муавии. В ответ после полудня сирийцы атаковали левый фланг иракцев, где находился Али с сыновьями. Он отошел к центру, в сумятице боя воины на какой-то момент потеряли его из виду, и это вызвало панику. Пробившись к ал-Аштару, Али поручил ему исправить положение. С отрядом из 800 хамданитов он бросился наперерез бегущим и остановил их, воздействуя личным примером и палкой, которой нещадно бил их по головам. Порядок был восстановлен ценой - гибелью 180 его воинов.

    Ожесточенность битвы не позволила сторонам прерваться на молитву даже после заката солнца. В темноте бой, вероятно, распался на схватки отдельных групп. Понять, что происходит, было трудно: из темноты лишь слышались крики сражающихся и вопли раненых. Так и осталась эта ночь в памяти участников сражения как "ночь воплей". На рассвете ал-Аштар, находившийся на правом фланге, оттеснил сирийцев к их лагерю, чтобы развить успех, Али послал ему подкрепление.

    Сражение явно клонилось к победе Али. Но оба войска были на грани истощения. Бой продолжался по инерции. Как рассказывал один из участников сражения историку аш-Ша'би: "Мы были покрыты пылью и кусали друг друга и дошли до того, что стояли, глядя друг на друга, и не мог ни один человек из двух войск броситься на противника и сразиться с ним".

    Положение спас изворотливый Амр б. ал-Ас, предложив повернуть против Али его же оружие: призвать к тому же, к чему тот всегда призывал, - к решению "следовать Книге Аллаха" и остановить бой, подняв на копьях свитки Корана. На рассвете перед иракцами появились фигуры со странными знаменами, которые при приближении оказались свитками, прикрепленными к копьям. Самый большой из них несли на нескольких копьях, вероятно, развернутый горизонтально, как в наши дни носят транспаранты на демонстрациях. Сирийцы кричали: "Боже, Боже! Подумайте о ваших женах и детях. Бой сразу прекратился.

    Отвергнуть предложение сирийцев религиозному Али было невозможно, не потеряв лица. Али обратился за советом к предводителям войска. Мнения разделились, лишь немногие были за продолжение сражения, другие колебались или предоставляли решение самому Али.

    Пока шло совещание, большая часть войска прекратила сражение.  Все ждали решения Али. Он понимал, что отказ принять предложение решить спор по Корану лишит его морального превосходства и что невозможно заставить воинов сражаться с прежним упорством. После короткого раздумья он произнес: "Был я вчера повелевающим, а сегодня стал повелеваемым, был распоряжающимся, а стал распоряжаемым. Вы хотите остаться в живых, и я не могу вести вас к тому, что вам претит". Часть командиров еще пыталась доказать остальным, что надо сражаться, но слово уже было сказано. Али отправил человека с приказом ал-Аштару прекратить сражение, но тот, в предвкушении близкой победы, ответил отказом. Лишь вторичный приказ возымел действие. Возвратившись к войску, обрадованному наступившим перемирием, ал-Аштар обругал всех трусами и сказал с горечью: "А я уже ощущал победу...".

    Начались переговоры в  селении между Тадмуром и Русафой.

    Вчерашние противники принялись составлять текст соглашения о третейском суде…. В конце концов примирение было достигнуто, и Али подписал договор, в котором не был упомянут его халифский титул.

    В договоре помимо  главного обязательства сторон принять решение арбитров, каким бы оно ни было, предусматривалась гарантия неприкосновенности арбитров, замена одного из них в случае смерти новым арбитром по выбору соответствующей стороны, обязательство следовать решению возлагалось и на преемников обоих претендентов в случае смерти одного из них. Устанавливался крайний срок вынесения решения - конец рамадана текущего года.

     Договор был датирован средой 13 сафара 37/31 июля 657 г. и заверен 30 свидетелями с каждой стороны.

    Договор был зачитан перед войсками каждой из сторон и встречен сирийцами с единодушным одобрением. Иначе отнеслись к нему на иракской стороне. Недавняя радость по поводу окончания сражения сменилась раздумьями, и часть воинов, отдохнувших за четыре дня, почувствовали себя обманутыми: все жертвы и старания оказались напрасными, а близкая победа - упущенной. Стали раздаваться голоса, что такое важное дело не может быть передано на людской суд, рассудить его может только Аллах, а это подразумевало решение его в бою.

    Похоронив убитых, оба войска возвратились к родным домам. С военной точки зрения битва кончилась вничью, но в политическом отношении она была явно проиграна Али. Подписанием договора он поставил под сомнение свое бесспорное право на халифат, Муавии благодаря этому был поставлен с ним на один уровень, а армия, до того дружно поддерживавшая халифа раскололась.

    Долгий обратный путь, который Али почему-то проделал не по левому, а по правому берегу Евфрата, не успокоил, а только разжег страсти. На подходе к Куфе значительная часть войска (8-12 тыс. человек), в основном тамимиты, отделилась от Али и остановилась в селении ал-Харура в полуфарсахе от Куфы. Они провозгласили войну до победы с последующим созывом совета для избрания халифа и выбрали своим предводителем Шабаса. Эта группа отколовшихся получила прозвание харуритов по названию селения; в дальнейшем их последователей чаще стали звать хариджитами.

    657-658 г н.э.

    Третейский суд.

    Идея решить спор о власти с помощью Корана была безупречна с точки зрения благочестия, но совершенно невыполнима на практике: даже если бы в нем имелись какие-то косвенные указания на способ передачи власти, то толковать их вес равно пришлось бы тем же людям, которые не смогли договориться между собой. Неизвестно даже, сколько времени длилась встреча судей в Думат ал-Джандал, итог очевиден: суд не  решил спорный вопрос между Муавией и Али.

    Пустыня. Синайский полустров. Фото Лимарева В.Н.

    659-661 г н.э.

    Междоусобица в Халифате.

    По материалам книги Большакова О.Г. История « История Халифата»

    Скандальное окончание переговоров возвратило мусульманскую общину к прежнему состоянию войны, но в менее выгодной для Али ситуации. Исправить положение могли только военные успехи. Гарантией этого была возможность нанести удар по Сирии с двух сторон - из Ирака и Египта, а для этого требовалось подавить в последнем оппозицию.

    Али потребовал от советника и военачальника Кайса  немедленно выступить против отказывающихся от присяги. Кайс ответил  отказом и был заменен энергичным и более опытным ал-Аштаром.

    Упущенная победа при Сиффине уронила его Али в глазах многих сторонников, особенное недовольство проявляли именно наиболее рьяные из них, считавшие, что согласием на третейский суд он предал свое бесспорное священное право на власть, передавшего на людской суд дело, предопределенное Аллахом во время битвы.

    Али терял своих сторонников.

    Али занялся сбором войска для похода против Муавии.

    Али созвал вождей и добивался  от них заверения, что они поведут своих людей туда, куда он прикажет. Все решил случай. Один из отрядов хариджитов зверски расправился со сподвижником пророка Абдаллахом б. Хаббабом за благоприятный отзыв об Али, не пощадили даже ни в чем не повинную его беременную наложницу, вспоров ей живот, чтобы и потомства от него не осталось. Воины Али, возмущенные этими бесчинствами, потребовали от него покончить с мятежниками, угрожающими их семьям и имуществу. Али не мог не уступить им.

    Он повел свою армию против хариджитов, не теряя надежды обойтись без пролития крови своих недавних сторонников, и начал с переговоров, требуя лишь одного - выдачи убийц мусульман; мятежники по-прежнему требовали от него покаяния за согласие на третейский суд.

    Али выслал вперед отряд со "знаменем пощады" и объявил, что присоединившиеся к этому знамени будут пощажены так же, как те, кто покинет вождя хариджитов Абдаллаха б. Вахба. Эта мера произвела должный эффект: сотня хариджитов сразу перешла на сторону Али... У Абдаллаха б. Вахба осталось всего 2800 человек.

    Несмотря на дезертирство многих сотоварищей, хариджиты были полны решимости пожертвовать собой ради правого дела и первыми атаковали противника. Под их натиском кавалерия Али, прикрывавшая основные силы, была рассечена надвое, однако стоявшие за ней лучники устояли, и дали возможность кавалерии соединиться позади атакующих. Это решило исход сражения. Окруженные хариджиты сражались отчаянно и были перебиты почти поголовно. На поле боя осталось 400 тяжелораненых, которых Али не позволил добивать и разрешил сородичам взять на излечение.

    Победа Али над хариджиты  не укрепила, а еще больше подорвала влияние Али на людей и помогла сформироваться непримиримой оппозиции в форме хариджитского движения.

    Таким образом, после разгрома основных сил  хариджитов наиболее рьяные защитники прав Али на халифат стали его самыми заклятыми врагами, более непримиримыми и жестокими, чем Муавии.

    Лишившись поддержки значительной части былых сторонников из рядовых арабов, Али настроил против себя и многих представителей племенной верхушки, обиженных его уравнительской финансовой политикой.

     Число его искренних безусловных сторонников, готовых положить за него жизнь, было теперь явно недостаточным для успешной борьбы с Муавии. А Муавии  внимательно следил за происходившим в Ираке перешел к решительным действиям.

    В Египет с войсками был направлен советчика Муавии  - Амра б. ал-Аса.

    Войско египтян было рассеяно, наместник Мухаммад б Абу Бакра схвачен и казнен.

    Еще до получения известия о потере Египта Али с трудом собрал отряд в 2000 человек и послал в подкрепление Мухаммаду, но через пять дней после его отправления  появилось сообщение гибели Мухаммада и потере Египта.

    Неприятности не кончились потерей Египта, в халифате начались брожения, восстания, начался распад государства… часть арабов, ранее исповедовавших христианство, возвратилась к прежней вере. В иракские дела стал активно вмешиваться Муавии.

    Али удалось подавить несколько восстаний, однако все новые и новые жертвы настраивали против него родичей убитых, а остатки разгромленных отрядов становились закваской для новых восстаний.

    Муавии внимательно следил за происходившем в Ираке, имея там немало шпионов и добровольных информаторов. Убедившись, что Али не удастся подвигнуть иракцев на новый поход против Сирии, он перешел к активным действиям, тем более что после заключения в 657 или 658 г. перемирия с византийцами, за которое приходилось платить тяжелой данью, можно было не опасаться войны на два фронта.

    Он не стал собирать многочисленное войско для победы в генеральном сражении, что потребовало бы больших средств и повлекло бы большие жертвы, как в Сиффине, а вместо этого в 39/659-60 г. организовал набеги на пограничные районы Ирака и Аравии.

    Али с трудом собрал людей для отражения набегов.

    В то время как Али терял авторитет, Муавии продолжал пользоваться у сирийцев непререкаемым авторитетом и имел в своем распоряжении надежную армию, натренированную постоянными войнами с Византией.

    Набеги убедили Муавии, что не следует опасаться контрударов Али, когда он не в состоянии обеспечить безопасность даже ближних подступов к столице, и он сделал следующий шаг в борьбе за власть - в июле 659 г. объявил себя халифом в Иерусалиме, куда собрались вожди сирийских арабов.

    В ноябре 660 г. Муавии послал Буера б. Арта с отрядом в 2600 человек на овладение священными городами, а в случае удачи - всей Западной Аравией до Йемена включительно. Медина, Мекка… были захвачены при молниеносном рейде его полководца, и жители были приведены к присяге новому халифу.

    Затем  Буер направился в Йемен, где власть Али и без того уже сильно пошатнулась…

    Узнав о происходящем в Аравии, Али послал туда два отряда по 2000 человек во главе с Джарией б. Кудамой. Узнав о приближении Джарии, Буер покинул Йемен.

    Пока шла борьба за Западную Аравию, Муавии, убедившись в плохой охране иракских пограничных крепостей и зная, что часть сил Али будет оттянута в Аравию, предпринял более серьезное, чем прежде, нападение на Ирак, отправив 6000 воинов для удара по городам на Евфрате.

    Сирийцы захватывали  города, пограбили их, не делая различия между мусульманами и иноверцами, и нагруженные добычей возвратились в Сирию.

    В это время виновником бедствий многие считали Али.

    661 г н.э.

    Смерть халифа Али.

     

    Один из хариджитов, Абдаррахман б. Мулджам ал-Муради, во время хаджа 39 г. х. (конец апреля - начало мая 660 г.) встретился в Мекке с двумя единомышленниками (имена которых в источниках различаются), и они договорились об уничтожении главных виновников раскола мусульманской общины: Али, Муавии и Амра б. ал-Аса.

    Больше всего известно, естественно, о покушении на Али.

    Утром 22 января 661 г. Али, возгласив призыв к молитве, вошел в дверь со стороны киблы (из дворца), один из сообщников бросились на него с криком: "Суд принадлежит Аллаху, а не тебе, Али, и не твоим людям с мечами!" Первый удар мечом, нанесенный сообщником, оказался неудачным - меч задел за стену или за притолоку, и нападавший бросился бежать. Второй удар нанес Мулджам и попал по макушке Али. Али закричал: "Не упустите этого человека!" Присутствующие набросились на Мулджама и схватили его, а два сообщника в этой суматохе благополучно выскользнули из мечети. Правда, одного из них, и именно того, кто не успел напасть на Али, в наказание за участие в заговоре зарубил его двоюродный брат у себя дома.

    С тяжелой раной головы Али прожил почти двое суток, испытывая невыносимые боли и то и дело теряя сознание, и скончался вечером субботы 16 рамадана/23 января 661 г.

    Покушения на Муавии и Амра оказались менее успешными. Покушавшийся на Муавии находился позади него и нанес удар мечом по голове, но Муавии спасли толстые ягодицы, на которые и пришелся удар, когда он склонился в земном поклоне.

    Амр б. ал-Ас вообще не пострадал, так как убийца обознался и убил вместо него другого, похожего на Амра, толстяка.

    Завершая рассказ о трагическом конце правления Али, добавим, что когда Джарийа, преследуя Буера, дошел до Мекки и потребовал от мекканцев повторить присягу Али, то узнал от них о его кончине. Не сомневаясь, что преемником будет старший сын Али, он провел присягу Хасану.

    После смерти Али началась жестокая расправа со сторонниками Али. Сын Али - Хасан, после своего непродолжительного (полгода) халифата, признал право Муавии на трон халифа.

     

    661 г н.э.

    Дамаск становится столицей Арабского халифата.

    После расправы со своими противниками Муавии 1 перенес столицу Арабского Халифата из Медины в Дамаск.

    Изречение из корана на стене мечети. Каир. Фото Лимарева В.Н.

    680-685 г н.э.

    Борьба между суннитами и шиитами за власть после смерти Муавии.

    При жизни халиф Муавии объявил своим наместником своего сына Йазида (Язид I), который был не «склонен проводить время в беседах с мудрецами, а проводить время в пирах и на охоте» и не пользовался авторитетом среди правомерных.

    Добиваясь назначение халифом своего сына, Муавии заставил присягнуть сыну всю арабскую элиту.  Двоюродный брат Халифа Усмана, наместник Медины, отговаривал Муавии от этого шага и был смещен с должности, отстранены от должности так же другие противники этого назначения.

    Муавии,  перед смертью  оставил завещание, в котором призвал арабский мир не признавать халифами  внука Мухаммеда - Хусейна (сын Алиибн Абу Талиба и  дочери пророка Фатимы), который в это время был шиитским имамом, а так же внука Абу Бекра – Абдаллаха ибн аз -Зубайра.

    После смерти Муавии шииты объявили Хусейна  халифом.

    Началась борьба между сторонниками Йазида суннитами  и странниками Хусейна шиитами.

    Шииты в основном пытались воздействовать на своих братьев-мусульман уговорами и призывами к соблюдению чистоты веры. Сунниты действовали более активно - физически уничтожая своих противников. На небольшой отряд Хусейна напали вооруженные отряды суннитов. Приближенный халифа Йазида – Шамир отрубил голову Хусейну и  доставил её халифу Йазида.  После этой трагедии сунниты стали заклятыми врагами шиитов.  В ответ на убийство Хусейна начались волнения шиитов в Медине, Мекке, Куфе, которое жестко было подавлено войсками халифа. Была в 683 году осаждена  Мекка, в которой находился Абдаллаха ибн аз -Зубайра, объявивший себя халифом. Во время штурма  в Мекке сгорели все религиозные  постройки мусульман, Кааба сгорела дотла, Черный Камень лопнул от жары. Во время штурма пришла весть о смерти халифа Йазида, войска отступили в Дамаск,  и Мекка была спасена от полного разрушения. Абдаллаха ибн аз – Зубайра остался жив и продолжал считаться шиитами халифом Арабского Халифата.

    Гражданская война в Арабском Халифате продолжалась.

    В августе 684 года  как халифу была принесена присяга Мервану ибн ал-Хакаму, старшему из рода Омейядов, который завещал, чтобы «трон халифа» после его смерти наследовали его сыновья – Абд ал-Малик и Абд ал-Азик.  Против этого решения была жена Йазида, ставшая женой Мервану, желавшая в наследники своего сына Халида, она халифа Мервану задушила подушкой.

    Халифом стал в 685 году Абд ал-Малик.

    В Арабском Халифате установилось двоевластие: Халиф суннитов  Абд ал-Малик с резиденцией  в Дамаске

    Халиф  шиитов Абдаллаха ибн аз –Зубайра с резиденцией в Мекке и признан халифом в  Ираке, Южной Аравии, Египте.

    691г н.э.

    Хаджадж ибн Юсуф наносит поражение шиитам в Ираке.

    Халиф Абд ал-Малик обратил внимание на служащего полиции  Хаджаджа (Хаджжаджа) ибн Юсуфа (бывшего школьного учителя) и поручил ему навести ему дисциплину в Армии, с чем Хаджадж успешно справился. Затем во главе этих войск  был направлен в поддерживающий халифа Абдаллаха ибн аз –Зубайра Ирак (Месопотамия)  для борьбы с полководцем Мусабом ибн аль-Зубайром. Войска Хаджадж одержали победу над шиитами на реке Дияла (левый приток Тигра)  в 691 году.

    692г н.э.

    Сражение вокруг Каабы.

    После разгрома войск шиитов в Месопотамии, халиф Абд ал-Малик назначил Хаджжаджа наместником в Мекке и Медине.

    Хаджжадж направил войска в Аравию, для взятия Мекки.

    Мекка была окружена и Абдаллаху ибн аз – Зубайру было предложено сдаться и признать законным халифом Абд ал-Малика. Хаджжадж обещал не преследовать сторонников халифа Абдаллаха. Получив отказ, Абдаллаха проявил исключительную жестокость к сопротивлявшимся, он выдвинул требование: или повиновение или смерть.

    Окна в мечете с мусульмванским орнаментом. Каир. Фото Лимарева В.Н.

    После семимесячной осады, часть шиитов сдалось на милость победителю, в том числе предали отца два его сына, но халиф Абдаллаху ибн аз –Зубайру вместе с младшим сыном и большим числом последователей  продолжил сопротивление, тогда началась штурм Мекки, при штурме жестокая расправлялись с сопротивляющимися.  Халиф Абдаллаху ибн аз –Зубайру и его сын, а так же все его сторонники были убиты. В результате катапультных бомбардировок была разрушена Кааба.

    692 -697 г н.э.

    Сунниты приводят к покорности все провинции в Арабском Халифате.

    Для наведения порядка в Халифате были организованы войска, которые возглавил полководец Мухалаб. Как пишут о нем арабские источники: этот полководец был смел и находчив в боях. С 962 по 967 год шла борьба суннитов с хариджитами. К 697 году порядок в Арабском  Халифате был восстановлен.

    697 г н.э.

    Реформы в Арабском Халифате.

    В 697 году были введены в обращение арабские деньги вместо византийских золотых и серебряных динаров, упразднены были так же Сасанидские монеты. На новых монетах уже не было правителей, вместо них были изречения из Корана, год  выпуска им имя халифа или наместника.

    Все делопроизводство в арабском Халифате было переведено на арабский язык, который стал государственным.

    Чтобы связать провинции с центром была введена широкая сеть почтовых станций. Начальники станций должны были обеспечивать оперативное сообщение халифа с подчиненными  в провинциях.

    Была проведена земельная реформа, которая закрепляла земли в государственной собственности  и меньшую часть земель в собственности семейства Омейядов и часть земли в частной собственности.

    Землю обрабатывали в основном крестьяне, которые были обязаны платить подать. В соответствии с новым законам крестьян обязали носить на шее свинцовыми бирки с указанием места проживания, по этим биркам взималась подать в виде доли урожая или деньгами.

    Начало 8 века.

    Укрепление власти Омейядов.

    Власть Омейядов в Арабском халифате была упрочнена благодаря реформам.

    Была сформирована боеспособная армия, власти продолжили  завоевательную политику.

    Зороастрийцы не подвергались гонениям, население сельских местностей в Иране поголовно справляла культ огня. 

     

    Священый источник для питья и офовения. Каир. Фото Лимарева В.Н.

  • главная