Синто-буддийский японский синкретизм.

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Синто-буддийский японский синкретизм.

  • Древние верования японцев.
  • Часть1. Проникновение  буддизма в Японию.

    Источник:

    http://china-history.LimarevVN.ru/start22.htm

    Святилище Бантэн у переправы.  Худ. Андо Хироситэ 1838г. Эрмитаж. фото Лимарева В.Н.

    Начало 7 века.

    Проникновение китайской культуры и буддизма в Японию.

    В 6 веке японцы активно вмешивались во внутренние распри в Корее и даже имели там свои колонии. Из Кореи буддизм стал распространяться в Японии. В 587 г род Сога пришел  к власти  в Японии. Правительницей в 593 году формально стала годовалая Суйко (592-629), регентом при  которой был принц Сётоку-тайси (572-622) большой поклонник китайской государственности и культуры, который стал стремиться к централизации государственной власти и распространению в Японии буддизма. Сётоку-тайси приписывают авторство «закона из 17 статей» (604 год), в котором были изложены буддийские и конфуцианские взгляды управления государством. В 607 году между империй Суй и Японией были произведен обмен посольствами.

    644-646  г н.э.

    Род  Накатоми-Камако приходит к власти в Японии.

    В 644 году в Японии представители рода Накатоми-Камако совершили государственный переворот, правящий род Сога был отстранен от власти и почти полностью уничтожен. Этот переворот ознаменовал начало создания централизованного государства и проведения ряда реформ, реформы проводились под большим влиянием Танской империи.  В Японии создавалось централизованное государство с высшим правительственным советом во главе с канцлером. Страна была разделена на провинции, управляемые губернаторами… В 646 году началось строительство китайскими мастерами японской столицы. Императоры стали усиленно поддерживать буддизм (религия Бутсу, так называли японцы буддизм).  Буддизм стал государственной религией Японии.

    Начало 9 века.

    Основание японской буддийской школы Тэндай.

    В Китае укоренился Дзен буддизм. В начале 9 века между буддистами различных школ было достигнуто примирение, и буддизм встал все больше иметь вес в общественной жизни. Для более глубоко изучения буддизма в Китай прибывали буддисты их Кореи и Японии. В начале века (804-805 год) посещал Китай японский монах Сайтё (762-822), известный так же под именем   Дантё-Дайси, который стал основателям буддийской школы Тэндай в Японии.

    Он изучил основы Северной буддийской школы, а так де признавал и почитал Шестого патриарха (Хуй-нэна) и привез в Японию биографию этого патриарха («Сокэй дайси бэцудэн») и так же посетил священную гору Годзу, установив контакты с монахами Южной школы буддизма.

    Буддисты  (Нирвана Будды. Япония 19 век.  Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.)

    Часть 2 . Синтоизм и буддизм.

    Источник:

    С.А. Токарев: «Религии народов мира».

    Лунная сосна на территории монастыря.  Худ. Андо Хироситэ 1856г. Эрмитаж. фото Лимарева В.Н.

    Старая традиционная религия японцев, которая  раньше не имела определенного названия в противовес буддизму, стали называть после проникновения буддизма в Японию ками-но-мити, дословно «путь ками» или по-китайски син-то, европейцы её стали называть синтоизм.

    Синтоизм был подвергнут сильному влиянию буддизма.  Синтоистские жрецы постепенно организовались в замкнутую  наследственную касту. В подражание буддийским храмам  начали строить  и синтоистские храмы, хотя более простые; синтоисты стали делать изображения богов. Буддисты ввели обряд трупосожжения (в древности японцы покойников закапывали в землю). Обе религии начали постепенно сближаться. Внутри буддийских храмов отводили уголки для синтоистских богов – ками.  Иногда ками даже  отождествляли с буддийскими божествами. С другой стороны, и  синтоистский пантеон пополнился буддийскими божествами. Чистых буддистов, как и чистых синтоистов, в Японии оставалось мало.

    С конца 12 века военно-феодальная аристократия захватила власть в стране, оставив императору  только религиозные функции. Страна несколько веков находилась в состоянии феодальной анархии. В это время началось проникновение в Японию  католических миссионеров, некоторые феодалы, стали искать поддержку у пришельцев и   стали обращать своих подданных  в христианство. В целом  попытки христианизации Японии вызвали отторжения у населения, произошло объединение Японии,  и миссионеров стали изгонять. В 1614 году  христианская религия в Японии была запрещена.

    Для закрепления своей власти  новые правители Японии (клан Токугава)  стали препятствовать общению японцев с иностранцами.  Они стремились опираться на старые японские традиции, в стране возникло движение за возврат к старой синтоистской религии.

    Официальное признание синтоизма, как государственной религии,  стало только в 1868 году,  после очередной смены правящего режима в Японии. Синтоизм  стал проповедовать божественность императорской власти.  Император объявлялся потомком богини Аматерасу, и поэтому каждый японец должен повиноваться его священной воле.  Дворец императора святилище Гробницы умерших императоров также святилища. Главные праздники – памятные даты  связанные с императорской семьей. Синтоизм стал опорой императорской власти. 

    Была произведена попытка запретить буддизм и объявить синтоизм единственной религией Японии,  но из этого ничего не получилось: буддизм сильно укрепился  среди народных масс. Тогда было решено разделить религии: из синтоистских храмов удалили  буддийские изображения и принадлежности. Но и размежевание религий не удалось: слишком крепко они срослись. В 1889 году в Японии была объявлена свобода вероисповедования.

    С этого времен чистый синтоизм получил значение придворного императорского культа: в официальные праздники  стали справлять синтоистские обряды. В быту обе религии переплелись: рождение детей сопровождалось синтоистскими обрядами, погребальный культ по буддийским обрядам.

    Синтоистские храмы  отличаются  от буддистских большей простотой. В главном святилище храма хранятся фетиши – эмблемы божества: зеркало, меч…, а так же гохеи – белые бумажные ленты на бамбуковых палочках.

    Синтоистские жрецы передают свою должность по наследству, от отца к сыну, но они одновременно занимают какую-нибудь светскую должность. Высшие религиозные должности  у  лиц  княжеского происхождения.

    Синтоистский культ очень прост: он сводится к произношению молитвенных формул и принесению жертв (рис, овощи, рыба и т.д.). Есть обряды, в которых жрецы доводят верующих до состояния исступления, чтобы они могли общаться с божествами. Важную роль в  синтоистском культе играет обрядная чистота: ничто нечистое не должно касаться священного места; соприкоснувшийся с нечистотой человек должен подвергаться очистительному обряду. Дважды в год 30 и 341 декабря  устраиваются  всенародные очистительные  церемонии. Нечистым же в синтоизме  является кровь  и все связанное со смертью.

    Главной моральной заповедью синтоизма есть безоговорочное повиновение императору. Самым большим грехом порча ирригационных сооружений, плотин, а также чрезмерная жестокость по отношению к животным и загрязнение экскрементами священных мест.



    Несмотря на отсутствие единства в почитании божеств, устройств синтоистских храмов тем не инее единообразно. Основу каждого храма составляет хондэн (святилищу)  в котором хранится синтай (святыня, божество).

     К хондэну примыкает хайдэн, т.е. зал для молящихся. Изображений богов в храмах нет, однако некоторые храмы украшены изображением львом, кабанов, ланей, лис  и других животных. Эти животные рассматриваются в качестве посланников соответствующих божеств.



    Современный синтоисткий храм  в Осака. Фото Лимарева В.Н.



    Современный синто-буддийский храм  в Осака. Фото Лимарева В.Н.


  • главная