Лимарев В.Н.
Буддизм (ламаизм) в Монголии. Богдо-гэгэны перерожденцы ученого-историка
Дараната.
После завоевания Китая
монголами в 13 веке великий монгольский хан Хубилай принял титул императора и
основал династию Юань. Династия Юань просуществовала в Китае менее ста лет. Восставшие
в 1368 году китайцы (восстание красных
повязок) изгнали династию Юань из Пекина (Даду). В Китае после гражданской войны
утвердилась, опирающаяся на буддистов, династия Мин.
Представители Юаньской династии бежали в Монголию, и
вошли в историю, как Северная династия Юань.
Начались длительные китайско-монгольские войны, но Монголия отстояла
свою независимость.
В это смутное время в Монголии получил распространение
буддизм, но не получил поддержку не у одной и борющихся за власть политических
группировок. Монголия переживала феодальную раздробленность, там не было культурно-религиозного
единства, широкое распространение имел только культ Чизгиз-хана.
В 1575 году монгольских хан Дзасагту-хан (правивший
частью Монголии) установив связи с буддисткой школой карма-кагью, стал обращать своих подданных в буддизм
(ламаизм). Из Тибета стали в Монголию приглашать лам-проповедников. Сначала это
делали южно-монгольские князья, а затем и князья Северной Монголии (Халки).
Князь Абатай первый из монгольских князей основал в Халке монастырь Эрдэни-цзу
в 1586 году, затем строительство
монастырей началось в Монголии
повсеместно.
Ламаизм в Монголии стал приобретать национальные
черты, появились местные святые – гэгэн.
Буддийский ученый-историк хубилган (перерожденец) Дараната (1575—1634)
в своих 15 перерождений со времени самого Будды Шакьямуни (в первом рождении был одним из пятисот
учеников Будды) проживал в
Индии и в Тибете.
Дараната (Таранатха
Кюнга Ньингп) — тибетский буддийский мыслитель, историк. Один
из крупнейших представителей буддийской школы джонанг. Написал в 1608 году историю
буддизма в Индии. Был в Монголии и
построил там несколько монастырей. Однажды
он спросил своих учеников: «Где ему переродиться в следующий раз». Один из
учеников, монгол, попросил его переродиться в Монголии.
Дараната переродился в 1635
году в семье крупно феодала Тушету-хана в Монголии,
получил титул Чжебцзун-дамба-хутухта и стал высшим
духовным лицом буддистов Монголии богдо- гэгэном. Первый монгольский хубилган известный
под именем Ундур-гэгэна (1635-1723), он организовал религиозную систему
Монголии. В 1696 году Ундур-гэгэна, способствовал присоединению Монголии к
Китаю, где правила маньчжурская династия.
В
1809 году был образован монастырь Гандан
в Урге (Улан-Батор) для изучения буддийской догматики, названный так в
честь одноименного монастыря в Тибете. Со временем Гандан стал главным
буддийским монастырем Монголии. Монгольский хубилган считается третьим по достоинству иерархом
после панчен-ламы и далай–ламы.
Второй
хубилган родился также в Монголии. Начиная с третьего, все последующие
хубилганы возрождались в Тибете по указаниям тибетских святителей (далай-ламы)
и местом своего проживания избирали Монголию, монастырь Гардан.
Восьмой
хубилган Чжебцзун-дамба-хутухта родился в 1870 году, он после свержения
маньчжурской династии в Китае стал во
главе власти в Монголии.
Восьмой
богдо-гэгэн Чжебцзун дамба-хутухта (1870—1924) стал её теократическим
правителем. После Монгольской народной
революции 1921 года он был монархом с ограниченными правами (решающую роль
играло народное правительство); в 1924, после его смерти, Монголия была
провозглашена народной республикой.
Девятый
монгольский хубилган родился в 1932 г в Тибете, в местности Томсиг близ Лхасы. Далай-ламы
XIII выявил, что он является перерождением восьмого Богдо-гэгэна и девятым богдо-гэгэном Монголии.
В восемь лет он получил посвящение и духовное имя Джампел Намдрол Чокьи Гьялцен
(монг.: Жамбалнамдолчойжижанцан).
В
1961 г. он бежал из Тибета в Индию, где жил в Дарджилинге, В 1992 г. Далай-лама подтвердил, что он
действительно является девятым богдо-гэгэном Монголии, т.е. формально является
главой буддистов Монголии.
После
падения в Монголии социалистической системы стало возможно возвращение в страну
богдо-гагена. Центра буддистов Монголии занялся возрождение буддизма в Монголии.
Богдо-гэгэн
IX в 2010 г. получил монгольское
гражданство.
2
ноября 2011 г. высшие ламы Монголии официально провозгласили Его Святейшество
Богдо-гэгэна IX Джебцзун дамба-хутухту главой буддистов Монголии.
Была вознесена молитва – просьба к хубилгану не покидать настоящее бренное
тело, но жить для блага верующих и духовного руководства ими. Церемония
проходила в храме Идгаадацан и продолжалась три часа.
главная