Монгольский буддизм (Ламаизм).

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

 

Буддизм  (ламаизм) в Монголии. Богдо-гэгэны  перерожденцы  ученого-историка Дараната.

Монгольский буддизм (Ламаизм). Экспозиция  музея этнографии в Санкт-Петербурге. Фото Лимарева В.Н.

 

  • Религии мира.
  • После завоевания Китая монголами в 13 веке великий монгольский хан Хубилай принял титул императора и основал династию Юань. Династия Юань просуществовала в Китае менее ста лет. Восставшие в  1368 году китайцы (восстание красных повязок) изгнали династию Юань из Пекина (Даду). В Китае после гражданской войны утвердилась, опирающаяся на буддистов, династия Мин.

    Представители Юаньской династии бежали в Монголию, и вошли в историю, как Северная династия Юань.  Начались длительные китайско-монгольские войны, но Монголия отстояла свою независимость.

    В это смутное время в Монголии получил распространение буддизм, но не получил поддержку не у одной и борющихся за власть политических группировок. Монголия переживала феодальную раздробленность, там не было культурно-религиозного единства, широкое распространение имел только культ Чизгиз-хана.

    В 1575 году монгольских хан Дзасагту-хан (правивший частью Монголии) установив связи с буддисткой школой карма-кагью,  стал обращать своих подданных в буддизм (ламаизм). Из Тибета стали в Монголию приглашать лам-проповедников. Сначала это делали южно-монгольские князья, а затем и князья Северной Монголии (Халки). Князь Абатай первый из монгольских князей основал в Халке монастырь Эрдэни-цзу в  1586 году, затем строительство монастырей началось в Монголии  повсеместно.

    Ламаизм в Монголии стал приобретать национальные черты, появились местные святые – гэгэн.  

    Буддийский ученый-историк  хубилган (перерожденец) Дараната (1575—1634) в своих 15 перерождений со времени самого Будды Шакьямуни  (в первом рождении был одним из пятисот учеников Будды)  проживал в Индии  и в Тибете.

    Дараната (Таранатха Кюнга Ньингп)  — тибетский буддийский мыслитель, историк. Один из крупнейших представителей буддийской школы джонанг. Написал в 1608 году историю буддизма в Индии.  Был в Монголии и построил там несколько монастырей.  Однажды он спросил своих учеников: «Где ему переродиться в следующий раз». Один из учеников, монгол, попросил его переродиться в Монголии.

    Дараната  переродился в 1635 году в семье крупно феодала Тушету-хана в Монголии, получил титул Чжебцзун-дамба-хутухта и стал высшим духовным лицом буддистов  Монголии богдо- гэгэном. Первый монгольский хубилган известный под именем Ундур-гэгэна (1635-1723), он организовал религиозную систему Монголии. В 1696 году Ундур-гэгэна, способствовал присоединению Монголии к Китаю, где правила маньчжурская династия.

    Буддийский рай.(Ламаизм). Экспозиция  музея религии в Санкт-Петербурге. Фото Лимарева В.Н.

    В 1809 году был образован монастырь Гандан  в Урге (Улан-Батор) для изучения буддийской догматики, названный так в честь одноименного монастыря в Тибете. Со временем Гандан стал главным буддийским монастырем Монголии. Монгольский  хубилган считается третьим по достоинству иерархом после панчен-ламы и далай–ламы.

    Второй хубилган родился также в Монголии. Начиная с третьего, все последующие хубилганы возрождались в Тибете по указаниям тибетских святителей (далай-ламы) и местом своего проживания избирали Монголию, монастырь Гардан.  

    Восьмой хубилган Чжебцзун-дамба-хутухта родился в 1870 году, он после свержения маньчжурской  династии в Китае стал во главе власти в Монголии.

    Восьмой богдо-гэгэн Чжебцзун дамба-хутухта (1870—1924) стал её теократическим правителем. После  Монгольской народной революции 1921 года он был монархом с ограниченными правами (решающую роль играло народное правительство); в 1924, после его смерти, Монголия была провозглашена народной республикой.

    Девятый монгольский хубилган родился в 1932 г в Тибете, в местности Томсиг близ Лхасы. Далай-ламы XIII выявил, что он является перерождением восьмого  Богдо-гэгэна и девятым богдо-гэгэном Монголии. В восемь лет он получил посвящение и духовное имя Джампел Намдрол Чокьи Гьялцен (монг.: Жамбалнамдолчойжижанцан).

    В 1961 г. он бежал из Тибета в Индию, где жил в Дарджилинге,  В 1992 г. Далай-лама подтвердил, что он действительно является девятым богдо-гэгэном Монголии, т.е. формально является главой буддистов Монголии.

    После падения в Монголии социалистической системы стало возможно возвращение в страну богдо-гагена. Центра буддистов Монголии занялся возрождение буддизма в Монголии.

    Богдо-гэгэн IX  в 2010 г. получил монгольское гражданство.

    2 ноября 2011 г. высшие ламы Монголии официально провозгласили Его Святейшество Богдо-гэгэна IX Джебцзун дамба-хутухту главой буддистов Монголии.
    Была вознесена молитва – просьба к хубилгану не покидать настоящее бренное тело, но жить для блага верующих и духовного руководства ими. Церемония проходила в храме Идгаадацан и продолжалась три часа.

  • главная