Лимарев В.Н.
Манихейство.
Манихейство
распространяется в середине 3 века в Иране и соседних странах.
Это
было своеобразное сочетание христианства с зороастризмом: резко дуалистическое
учение.
Главное
в учении манихеев – это противоположность света и тьмы, добра и зла. Манихеи
представляли Иисуса Христа воплощенным в прозрачное тело, и он учит людей разделять свет и тьму, добро и
зло. Большую часть Ветхого завета манихеи отвергали. Общины их были разделены
на классы: высший класс – «избранных», «чистейших» - участвовал во всех религиозных обрядах, другие общинники
только в некоторых.
Родился
пророк Мани (Манес)
в 215 году в знатной семье принадлежащей роду Аршакидов.
Воспитывался Мани среди иудеев-христиан.
Начал
свою проповедь около 240 н.э. в столице
государства Ктесифонте.
Пропаганды
манихейства была разрешена шахиншахом Шапуром 1 на всей территории империи.
Манихейское
учение, не связанное со сложным ритуалом зороастризма, привлекло к себе
внимание и получило распространение. На востоке Ирана при жизни Мани
действовали двенадцать проповедников его идей; в Мерве,
тоже при жизни Мани, существовала большая манихейская община, многочисленные
общины были в Месопотамии.
Мани
начал свою проповедь у персов. Затем учение распространилось в Вавилонии, в восточных областях Римской империи. Но затем
Мани отправился на восток и достиг областей Центральной Азии.
По
возвращении в Иран Мани был обвинен в ереси, схвачен и выдан зороастрийскому жречеству, которое, после смерти
покровителя Мани шахиншаха Шапура 1, стало активно
противоборствовать распространению манихейства, объявив его ересью. Казнили
Мани в 276 году.
В
Римской империи, после превращения христианства в государственную религию, христиане начали борьбу с манихейством и секты были уничтожены.
Возродилась
манихейство в средневековых сектах павликиан,
богомолов и других.
главная