Современный буддизм-ламаизм. Книги писателя Лимарева В.Н.

С.А Токарев.

 

«Религии в истории народов мира».

 

Современный буддизм-ламаизм.

Буддийские праведники в раю у святого озера. (Санкт-Петербургский Музей религии). (фото Лимарева В.Н.)

К началу 17 века буддизм распространился  среди западных монголов и среди калмыков, откочевавших на Нижнюю Волгу

Среди бурят буддизм-ламаизм стал усиленно распространяться с начала 18 века. Первый монастырь  - Цугольский – был построен в 1711 году.  В 19 веке число монастырей в Бурятии достигло до 34, количество лам исчислялось тысячами.  В основном монастыри распространились  в Восточной Бурятии  – Забайкалье.

Русское царское правительство после некоторых колебаний узаконило буддийскую церковь в Забайкалье. Чтобы ослабить её связь с Монголией и Тибетом.  Екатерина 2 создала даже должность верховного ламы в 1764 году. Местопребыванием его и центром управления буддийской церковью  в России стал в 1809 году Гусиноозерский дацан. В 1853 году было издано особое положение о ламайском духовенстве в России.  Из тюркоязычных народов  буддизм-ламаизм распространился среди тувинцев.

Для всего северного буддизма  Тибет является метрополией, заветной страной. Лхаса - священный город,  куда отовсюду стекаются паломники-буддисты. Большинство населения этого города составляют монахи.  Тибетский язык считается священным у всех северных буддистов, на нем написана священная литература: Ганджур  в 108 томах и комментарии к нему и Данджур в 225 томах. Во всех ламаистских монастырях, в Монголии и других районах, монахов обучают тибетскому языку, и на нем изучается буддийская литература.  Тибетские святыни чтятся и южными буддистами. 

Формы культа почти одинаковы во всем северном буддизме. В каждом монастыре ежедневно совершаются культы хуралы (богослужения), в определенные дни устраиваются пышные праздники. Из них главные  - цам  и круговращение Майтрей (будущего Будды). Во время цама устраиваются священные пляски лам, наряженных в страшные уродливые маски  - чудовищ-демонов, которые должны отпугивать врагов веры.

В ламаизме большое значение предается механическому повторению молитвенных формул. Из них главная – Ом мани падме хум!» («О сокровище на лотосе!»). Молитва пишется на камнях… на листах бумаги, которые записываются в особые «молитвенные лестницы», и эти мельницы вращаются руками молящихся: каждый поворот равнозначен многократному повторению молитвы: подобные мельницы вращаются также ветром и водой.


  • главная