Лимарев В.Н.
Древние верования
народов Северной Америки.
Сведений о
религиозных верованиях и обрядах североамериканских индейцев очень много. Это сообщения ранних путешественников и миссионеров.
Говоря о родовых
формах культов у американских индейцев, следует подчеркнуть, что он почти ни у
одного племени не был культом предков, женских или мужских.
Религиозные
культы - это особые религиозные обряды,
прямо или косвенно связанные с родом и в той или иной мере со всем племенем. В
роде был особый институт хранителей веры
- жрецы, которые как раз и являлись представителями рода. Каждый род
выбирал определенное число хранителей веры, составляющих в совокупности группу
общеплеменных руководителей культа.
С элементами
родового культа тесно связаны пережитки
тотемизма, сохранившегося у многих североамериканских племен. Они выражались в
наличии разных гербов, фамильных знаков тотемов на одежде, на жилищах. С
тотемизмом связана вера в оборотничество. Многие индейцы верили, что шаманы,
при желании превращаются в ягуаров, пуму или другое животное и что после смерти
душа шамана превращается в тотемное животное.
У североамериканских
племен пережитки древнего тотемизма сказываются в мифах о культурных героях в
образе животных. У племен востока и юго-востока Северной Америки это заяц. У
племен области Скалистых гор и Центрального плато – кайот. У племен
северо-западного побережья -ворон. У
некоторых народов функции культурных геров выполняют не животные, а
антропоморфные существа, в частности у ирокезов – два брата близнеца. Один брат
добрый светлый, создавший людей и всё хорошее, а другой злой, создавший вредное
для людей, например хищных зверей, змей…
Развит у индейцев и
культ почитания Солнца и других сил
природы. На первом месте в почитании
стояло Солнце. У племен группы сиу главный годичный праздник, который отмечался
торжественно и пышно, посвящался Солнцу. На праздник, который продолжался
несколько дней, приглашались гости из соседних племен.
Предметом почитания
были и другие явления природы: луна, ветер, вода, подводный мир и т.д.
Культ природы включал
в себя почитание четырех стихий: земли, огня, воды, ветер, каждая из которых
имела свое олицетворение. В дакотов земля олицетворялась духом Тунканом и т.д.
Само число «4» у большинства американских племен имело
священное значение: культ четырех стихий, четырех стран света. В племенах по четырем частям света
группировались роды. Во время обрядных сходок
они располагались в определенном порядке, в четырех секторах круга.
Для культа индейцев
характерны религиозные пляски. У каждого племени было от 10 до 30 видов танцев,
каждый с особым названием, особыми песнями.
Помимо плясок в
религиозных обрядах американских индейцев особое значение имело употребление
наркотиков. Например, курение табака было настоящим культовым актом, а сам
табак служил предметом поклонения.
Большую роль в
религии индейцев играли молитвы. Это были молитвенные обращения к стихиям и другим сверхъестественным силам.
Проводилось у
индейцев самоистязание, которое рассматривалось, как жертва божеству.
Изуверские самоистязания были элементами
обрядов. Были случаи, когда во время
обрядов приносили в жертву стихиям и
явлениям природы людей.
Человеческое
жертвоприношение было связано с земледельческим культом, для того, чтобы
повысить плодородие приносили духам в жертву людей. Есть описания обряда
жертвоприношения у североамериканского племени пани (пани). Тело девушки было разрублено на куски, которые
были разнесены по полям и зарыты в землю, кровь разбрызгана на посевы.
Некоторые
религиозно-мистические обряды были связаны с охотничьей деятельностью, в
частности с охотой на бизонов. Это бизоньи пляски, медвежьи пляски…
Так же у индейцев
были обряды, связанные с войной. В
некоторых племенах существовали особые жрецы – специалисты по военному делу. Каждый
человек, прежде чем стать воином, должен был пройти особый посвятительный обряд
и получить оружие из рук жреца.
В число военных
обрядов и обычаев известен обычай добывания
скальпов. Обычай скальпирования был когда-то связан с религиозными представлениями: воин стремился
снять скальп с убитого врага для того,
чтобы завладеть его душой, заставить его служить собственной душе в загробном
мире.
Для североамериканских индейцев характерна также
индивидуализация религиозных верований. У каждого члена племени были свои личные
отношения с миром сверхъестественного. У каждого был свой личный дух
покровитель, который приобретался во время видений, возникавших в процессе
посвятительных обрядов. Чтобы получить видение юноша долго постился, уединялся,
потел в паровой бане, принимал наркотически средства. В полуобрезном состоянии,
или во сне, или в нервном возбуждении он мог принять любое увиденное им животное или предмет за искомое видение. С
тех пор он становится духом—покровителем на всю жизнь.
Шаманами у разных
племен выступают, как правило, те, кто имел сильные видения, получил могучих
духов –покровителей .
На шаманов, кроме обязанности
быть хранителем веры, возлагается обязанность лечить людей.
Шаманская практика
лечения больных основана на народной
медицине. Некоторые способы лечения поучили обрядовое значение - очистительная магия. Одним из элементов
очистительной магии в некоторых племенах
является паровая баня, устраивалась она
в тесной хижине, куда клали раскаленные камни, на них лили воду, и очищаемый
сидел или лежал в горячем пару. Дрогой способ очищения – принятие больными
рвотного.
Религиозные и мистические ритуалы у различных племен
сильно отличаются, но можно выделить
характерные черты религиозных взглядов индейцев.
Главные мотив религиозных действий человека состоял в
стремлении разжалобить сверхъестественные силы, сделать себя «достойным
сострадания». Этой цели служили молитвенные обряды, посты и настоящее
самоистязание, направленное на то, чтобы вызвать жалость сверхъестественных сил.
Не было у индейцев
изображения богов и постоянных храмов. Не было и культа вождей. Для периодически
совершаемых празднеств служили временные
культовые хижины и шалаши. Не было жреческой
касты, роль её выполняли шаманы и знахари:
принятие этой профессии было делом добровольным и не регламентировалось.
Источник:
С.А. Токарев: «Религия в истории народов мира».
главная