Лимарев В.Н.
У истоков суфизма. Персидские поэты о предназначении человеке.
Беда тому, кто разумом гордится,
А сын его бездельник и тупица.
И добрый нрав, и размышленья плод
К наследнику, увы, не перейдет.
(Абу Абдулло Рудаки)
У истоков суфизма.
Суфизм уникальное явление в религиозном мире. Его нельзя отождествлять с исламом. Это особая форма преклонения перед Всевышним, когда основным смыслом является достижения единения с богом, получение не земной, а божественной благодати.
Пророк Мухаммед, основной считал получение житейской радости от повседневной жизни. Он любил своих жен, детей, познавал радость от забот о семье созданной им общины. В суфизме явно просматривается стремление уйти от повседневных радостей жизни.
У истоков суфийских братств лежат очень прогрессивное явление для ислама, когда ученые вольнодумцы пытались постичь сущность бытия. Им было тесно в рамках канонического ислама, который ограничивал духовные поиски мусульманина. Ученые мусульмане, в отличие от ученых – вольнодумцев на Западе обратили свои взоры не на глубокое исследование природы, а на духовную жизнь человека, возможность эмоционального насыщения от любовных переживаний. Нужно сказать, что любовь к Богу это
, косвенно, любовь к созданному Богом миру. Поэты суфисты в 10-13 веках в своих стихах не очень много внимания уделяли прославлениям Бога, а больше писали о природе, философскому осмыслению действительности и, конечно, любви к земным женщинам.Я плачу, чтобы вы постичь могли
,Сколь истинно любил Меджнун Лейли
(Руми)
Персидские поэты о предназначении человеке
.Великие персидские поэты-философы, говорили о человеке, как существе высокоинтеллектуальном и духовном. Они не мечтали о том, чтобы человек превратится в существо бездумное, бесконечно занимающееся хвалением Бога. Богу
, сущности обладающей наивысшим интеллектом, чужды бесконечные хвалебные песни одурманенных людей.Человек, безусловно, должен жить с сердце с Богом, который является для него путеводной звездой на пути к совершенству. Главное, чтобы человек верил в свое предназначение в этом мире - быть светочем разума во Вселенной. Совершенный человек - это человек, в котором сочетается богатый духовный мир с высоким интеллектом.
Приложение:
Стихи великих персидских поэтом –
гуманистов.Хоть человек и знатен и умен,
Все ж совершенства не достигнет он.
Покуда не
пройдет сквозь боль и радость,Покуда не вкусит и соль и сладость
(Фирдоуси)
Лежит дорога к счастью через труд.
Пути другие к счастью не ведут.
(Абу Шукур Балхи)
В цепи человек стал последним звеном,
И лучшее все воплощается в нем…
Вместилище думы и разума он
,Ты первый в творенье, знай цену себе.
(Фирдоуси)
Мы – цель и высшая вершина Вселенной,
В ней, без сомнения, мы – камень драгоценный.
(Омар Хайям)
Велик от Земли до Сатурна предел,
Невежество в нем я осилить хотел.
Я тайн разгадал в этом мире немало,
А смерти загадку, увы, - не сумел.
( Абу Али ибн Сина)
О идущий! Дойди до сердца всех явлений,
Без сердцевины нет не знаний, ни умений.
Лишь истину познав, о правде говори!
Не зная путь – не годен в главари.
(Носир Хосров)
Два уха у
тебя, два глаза у тебя –Вот для ворот надежнейшие
звенья.Учись и познавай. В превратностях судьбы
Познание твое – одно твое спасенье.
(Носир Хосров)
У души есть крылья: разум! Крылата разумом душа,
Взлетит из пропасти глубокой, освобождением дыша…
(Носир Хосров)
Я для знаний воздвиг сокровенный чертог,
Малой тайны, что мой разум постигнуть не
мог.Только знаю одно –
ничего я не знаю! –Вот моих размышлений последний итог.
(Омар Хайям)
Будет прав, кто театром наш мир назовет
.Все мы –
куклы, а кукольник сам небосвод.На ковре бытия он нам даст порезвиться
–И в сундук одного за другим уберет.
(Омар Хайям)
Искушают науки и тело и ум,
Муж ученый, поэтому худ и угрюм.
Не вкушая от свежей лозы винограда,
Он до времени сам превратится в изюм.
(Омар Хайям)
Этот мир я сравнил бы с простым фонарем,
Солнце
со свечкой, пылающей ярким огнем.Мы блуждаем
, как тени в загадочном мире,Ничего достоверно не зная о нем.
(Омар Хайям)
Сон глупого – что его деянья.
Не стоят нашего вниманья.
( Джалаладдин Руми)
Что толку восхвалять богатства,
В них лишь невежды видят толк
Хвалы достойны труд и братство –
Добра и мудрости исток.
(Хорсон Дехлеви)
Эй, глупец, накопил ты немало богатства
,Ты в оковах из золота и серебра.
Погубил свою жизнь ты безбожно и глупо,
От забот поседел – и в могилу пора.
(Хорсон Дехлеви)
Уменье, знанье к нам потом приходят,-
Сначала все равны мы от рожденья,
И нам важнее мудрость в человеке.
Чем родовитость и происхожденье.
(Хорсон Дехлеви)
Коль разум тебе проницательный дан.
Ты низко склоняй перед мудрыми стан
А глупых невежд избегай, ибо в них
Источник премногих страданий людских.
(Хорсон Дехлеви)
главная