Древние греки и их религия.

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Древние греки и их религия.

 

Основной источник:

«История религий», под ред. проф. Д.П. Шантепи де ля Соссей (издание 1899 года)

 

Одно дневрегречиских божеств. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

Изучая материалы о Древней Греции, мы пришли к неожиданному выводу, что собственно религия греков – та религия, в которую действительно. веровали, - во многих случаях отлична от той, которая, как мы считали,  вытекает из греческой мифологии. Мы при изучении встречаем всякого рода обычаи и представления, сходные с обычаями и представлениями первобытных народов. Культ мертвых  и вера в духов, почитание животных и фетишистские тенденции, особенно почитание бесчисленных мелких богов, имеющих значение для отдельного места.

Монотеизма у греков не было: с идеей Зевса, как верховного  бога мы сталкивается не в начале  религиозного развития, а в заключительный момент греческой цивилизации.

Поэтическое творчество греков привело к появлению мифов, рассказов о божествах. Для набожного грека эти мифы имели, может быть, гораздо меньше значения, чем жертвы, служение богам и священные празднества: но для нас неисчерпаемая сила мифического творчества, это особенность греческой религии.  

Греки не были народом строй нравственности: они не жили под властью закона, как иудеи, и не ставили своей задачей борьбу против всего злого и нечистого, как персы. Это способствовало развитию человеческой личности.

Отдельные культы греков до конца греческой цивилизации сохраняли свой местных характер. Если даже культы смешивались, то греки никогда не доходили до общего богослужения.  Но поэзия греческая создала Олимп с населяющими его богами, что объединяло Грецию.

Религия укрепляла  греческое единство ещё одним способом, именно праздничными играми, которые имели религиозное происхождение  и возвышались до обще-эллинистического характера. Влияние оракулов, как известно, выходило  за пределы местного и простиралось даже на весь эллинистический мир.


  • главная