Суфийские братства (ордена).

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Суфийские братства (ордена).

Вращающиеся дервиши. Суфийское братство Маулови.

В выражении “суфийский орден” заимствуют понятие, первоначально применявшееся к христианским монашеским братствам. Но это только внешнее сходство. Суфии не принимают обет безбрачия, свойственный христианским монахам и монахиням и не утверждаются центральной духовной властью наподобие папы. Авторитет суфийских вероучителей основывается на авторитете Пророка Мухаммеда, который считается истоком духовной приемлемости. Во многих суфийских орденах имеются обители, предназначенные для постоянного жительства под надзором наставника. Существовали так же различные уровни и степени включения в суфийские братства купцов, правителей и простого люда на основе непостоянного времяпровождения в стенах обители. Суфии имели практику посвящения в несколько суфийских братств, при сохранении приверженности одному братству.

Стержнем суфиских братств является родословное посвящение. Религиозные авторитеты бережно относятся к своему историческому прошлому и, описывая родословную орденов, через последовательную цепочку приводят к святым, которые стояли у истоков ордена, и к самому Пророку Мухаммеду. Тем самым создается линия духовной передачи посредством ведущих представителей суфизма.

Генеалогическое древо является, пожалуй, простым представлением суфийского ордена, существует так же подробное описание исторических связей наставников и учеников. Некоторые документы с генеалогическим древом содержат краткие жизнеописания, там представлены не только ключевые фигуры наставников, но также и их окружение из менее значимых фигур учеников. Простое древо может поместиться на одной странице, однако есть и очень большие родословные. В Индии, например, встречаются усыпальницы, где хранятся свитки с родословными длиной в десять метров. Ответвления в родословной указывают на многочисленность авторитетов в суфийских орденах.

Суфийские ордена никогда не занимались миссионерством. Нет и никаких наставлений относительно обращения неверующих в ислам.

Как вступали в суфийское братство?

Инициация посвящения (байа), как считают суфии, берет свое начало от установленных Проком Мухаммедом традиций принятие людей в мусульманское братство.

Основой посвящения является пожатие руки и подношение одежды, обычно накидки и шапочки. Голову мужчины обривают иногда наголо.

Перед процедурой посвящения ученик должен получить расположение дервишей. Сначала поднести дервишам плоды, цветы и сладости. Далее, лобзая стопы слуги наставника, должен сказать: “Я тоскую по достойному наставнику, брось меня к стопам достойного наставника, и пусть оный меня примет”. Далее слуга берет пришедшего за руку, чтобы представить достойному наставнику. Увидев наставника, кандидат на вступление в братство целует землю, приблизившись ближе к наставнику, он припадает устами к его стопам и лобзает их, возбужденный говорит: “Я жажду стать учеником. Примите меня и сотворите меня своим рабом”. Затем наставник должен молвить: “ Я недостоин быть наставником, есть иные, величавее меня. Ступай, будь их учеником”. После этих слов будущий ученик должен обхватить стопы наставника и молвить: “Я совершенно полагаюсь на Вас. Помимо вас, я не во что не верую, как и не буду ничьим иным учеником”. Видя чистые намерения, наставник приказывает слуге совершить омовение сему посетителю и привести его обратно. После совершения омовения слуга ставит его перед лицом наставника, который стоит спиной к Мекке. Наставник должен сначала сказать трижды формулу вымаливания прощения… Затем сказать: “ “Я недостоин быть наставником. Прими меня как брата”. Ученик должен ответить: Я принимаю вас как наставника”. Тогда наставник молвит: “Да, я принял вас как наставник”.

Затем следуют подробные указания по декларированию коранических отрывков, молитв прощения, отречение от дьявола, покорности Богу, обетов правильного поведения, благодарственных молитв. Далее следуют поздравления от других учеников.

Наставник берет ножницы и срезает немного волос с правой стороны лба ученика, а затем ученик принимает обет придерживаться пяти устоев ислама. Затем надевают на голову особую шапочку символизирующую принадлежность к ордену. Иногда передается вместе с шапочкой накидка. Накидка и шапочка должны напоминать ученику о наставнике. Потом следует просьба изобразить генеалогическое древо ордена, где наставник собственноручно вписывает имя нового ученика. Затем наставник распределяет подношение учеников, давая значительную часть вновь избранному. Подношения делятся на три части: одна для служителей, другая для гостей, равно для бедных и богатых, а третья для наставника. Если у наставника есть семья, то тогда делит наставник подношения на 4 части. Четвертая часть отдается жене наставника.

Обряд посвящения для женщин тот же, что и для мужчин, за тем исключением, что они воздерживаются от рукопожатия, сопряженного с физическим контактом, и от обрезания волос. Вместо этого ученица окунает свои пальцы в чашу с водой, куда кладет свой указательный палец наставник; если у нее есть шарф, то она держит его за один конец, а наставник за другой.

В суфийском братстве принят перечень нравственных норм поведения. Основным считается соблюдение чистоты, постоянную молитву, созерцание и гостеприимство.

Подробно в правилах разъясняются вопросы, как, вести себя во время исполнения музыки и чтения стихов. В нормах поведения указывается правила отношения между учеником и наставником, например как должен сидеть ученик в присутствии наставника. Правила поведения за приделами обители, как принимать подношения и т.д.

Гениалогическое древо суфистов.(Древо ордена Накшбанди)

Основной источник: Карл В. Эрнст. “СУФИЗМ”. изд. Москва 2002 г.

Приложение:

Джалаладдин Руми – поэт, почитаемый святым в суфийском ордене Маулави.

Рассказ о том, как некий ученик, придя к своему наставнику, застал его плачущим.

К учителю явился ученик,

К тому, чей горем был отмечен лик.

Услышав плач наставник, и сам

Дал волю ученик своим слезам.

Рыдал он, плачем оглашая обитель,

Хоть и не знал, о чем скорбит учитель.

Но смолк учитель – шейх преклонных лет –

И вышел прочь, а ученик вослед.

Ученику промолвил старец чинный:

“Очень странен плач твой беспричинный,

И как не искренне твое рыданье.

И все ж его основа – подражанье.

Достоин только осужденья тот

Кто без причин, как туча, воду льет.

Ведь слезы подражания едва ли

Сродни слезам беды, слезам печали.

Ты никогда слезами не греши,

Что рождены не в глубине души!”

История о том, как суфий, объясняется в любви висящему на стене дорожному мешку, в котором не было никаких припасов.

Однажды суфий, человек святой.

Увидел на гвозде мешок пустой.

Увидел суфий эту благодать

И стал в слезах свои одежды рвать.

“Лишь в нем, - воскликнул суфий, - нет коварства,

В нем царство нищих и от бед лекарство!”

Кричал: “Вот спаситель наш от бед!”

Другие суфии за ним вослед

Они порой смеялись и рыдали,

Мешок пустой хваленьем прославляли.

У простака вопрос сорвался с уст:

“Что прославлять, мешок, который пуст?”

Ответили ему не без презренья:

Ты здесь к чему, ты чужд воображенья?

Ступай отсюда, если ты такой,

Что зришь лишь то, что можно взять рукой.

В мечтах влюбленный видит днем и ночью

Предмет любви, невидимый воочью!”

  • главная